Дети с нарушением зрения косоглазие и амблиопия

1.1. Определение понятия «амблиопия». Виды амблиопии. Амблиопия при содружественном косоглазии

Под амблиопией понимают различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которого являются функциональные нарушения (Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая (Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок — центральная ямка сетчатки) и амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки). Последняя встречается в 70—75% случаев. При определении метода лечения важно учитывать вид дисбинокулярной амблиопии.

Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнений оптических сред глаза (катаракты, помутнений роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз ставится, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после эксракции катаракты).

Рефракционная амблиопия — понижение зрения возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной. Причиной возникновения этого вида амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме (В.П. Жохов, И.Л. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Анизометропия — неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.

Все виды амблиопии по степени остроты зрения делятся на слабую (острота зрения 0,8—0,4), среднюю (острота зрения 0,3— 0,2), высокую (острота зрения 0,1—0,05), очень высокую (острота зрения 0,04 и ниже) степени.

Амблиопия при содружественном косоглазии встречается более чем в 2/3 случаев и является его следствием. Вместе с тем она сама может быть причиной косоглазия. Это происходит в тех случаях, когда один глаз имеет значительное снижение остроты зрения (до 0,3—0,4 и ниже), при котором невозможно слияние изображений. В этом случае глаз с низкой остротой зрения не участвует в акте зрения, что приводит его к косоглазию.

1.2. Определение понятия «косоглазие». Виды косоглазия

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, истинное косоглазие (В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Мнимое (кажущееся) косоглазие — оптическая ось глаза, проходящая через центр роговицы, не совпадает со зрительной осью, которая соединяет центральную ямку сетчатки с рассматриваемым объектом (точка фиксации). Между ними образуется угол гамма — положительный или отрицательный. В первом случае зрительная ось пересекает роговицу кнутри, во втором — кнаружи от центра. При большом угле гамма отклонение глазных яблок и создает впечатление о наличии косоглазия. Чаще встречается мнимое расходящееся косоглазие, связанное с положительным углом гамма. При мнимом косоглазии, кажется, что косят оба глаза одновременно к носу или к виску. Ложное представление о наличии косоглазия может быть обусловлено особенностями строения лицевого черепа. Вопрос о наличии косоглазия решается путем исследования бинокулярного зрения, которое отсутствует при истинном косоглазии и имеется при мнимом.

Гетерофория или скрытое косоглазие. Ортофорией называется идеальное мышечное равновесие обоих глаз. Если при ортофории разобщить оба глаза (путем прикрывания одного из них ладонью или заслонкой), то глаза сохранят симметричное положение. Ортофория создает оптимальные возможности для бинокулярного слияния изображений рассматриваемого предмета и облегчает зрительную работу.

Значительно чаще, чем ортофория, встречается гетерофория, при которой сила глазодвигательных мышц неодинакова. Это обусловлено анатомическими и нервными факторами (особенности положения глазных яблок в глазнице, тонус глазодвигательных мышц и т.д.). В обычных условиях нарушение мышечного равновесия себя не проявляет. Если же выключить один глаз из акта зрения (закрыть его ладонью), то он отклонится в сторону мышц с более высоким тонусом, а при включении вновь возвратится в прежнее положение (установочное движение).

При скрытом косоглазии зрительная работа на близком расстоянии требует большего, чем обычно, нервно-мышечного напряжения, чтобы преодолеть тенденцию к отклонению одного из глаз. При этом могут даже возникать жалобы на головную боль, тошноту, быструю утомляемость, переходящую в диплопию (двоение). Возникновению указанных явлений способствуют общие заболевания и ослабленное состояние организма, умственное переутомление, длительная зрительная работа на близком расстоянии. Диагноз гетерофории основан на исключении условий для бинокулярного зрения. В отличие от истинного косоглазия при гетерофории сохраняется бинокулярное зрение.

Таким образом, ни мнимое косоглазие, ни в большинстве случаев гетерофория не являются патологией. К патологии относится лишь истинное косоглазие.

Истинное косоглазие

Истинное косоглазие подразделяют на содружественное и паралитическое (В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению; косит чаще один глаз или оба глаза поочередно.

Косоглазие является не только косметическим дефектом, влияющим на психику и формирование характера детей, но и сопровождается большим функциональным недостатком. Ввиду отсутствия бинокулярного зрения наблюдается ограничение в восприятии внешнего мира, движении и ориентировке в пространстве.

Среди причин возникновения косоглазия наиболее частыми являются врожденные и приобретенные заболевания центральной нервной системы, общие детские и инфекционные заболевания, травмы в период новорожденности, а также многие патологические процессы, сопровождающиеся значительным снижением зрения и слепотой. При сниженном зрении или слепоте одного глаза отклонение его возникает из-за отсутствия стимула к слиянию изображений (фузии).

В зависимости от того, в какую сторону отклонен глаз, различают внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу, В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70—80% случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией. Поэтому принято считать, что не-корригированная дальнозоркость является фактором, способствующим возникновению сходящегося косоглазия.

Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60% случаев близорукой рефракцией. Есть основания полагать, что близорукость может быть одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия.

Косоглазие бывает односторонним (монолатеральным) — косит постоянно один глаз — и двусторонним (альтернирующим) — попеременно косят оба глаза. При альтернирующем косоглазии зрение, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих глазах. Монолатеральное косоглазие сложнее альтернирующего, так как при нем в результате постоянного отклонения одного глаза, отсутствия фузии довольно быстро развивается выраженная амблиопия. Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.

Кроме того, различают косоглазие аккомодационное, частично аккомодационное и неаккомодационное. Данное деление зависит от состояния аккомодации (аккомодация — это способность глаза видеть хорошо и вдали, и вблизи). Возникновение аккомодационного косоглазия обусловлено некорригированной близорукостью или дальнозоркостью. Оно исчезает с помощью оптимальной очковой коррекции. Частично аккомодационное косоглазие характеризуется тем, что в отличие от аккомодационного не полностью исправляется очковой коррекцией. Неаккомодационное косоглазие не корригируется очками. Косоглазие может быть периодическим или постоянным.

В отечественной офтальмологии накоплен богатый опыт по организации и реализации различных эталонов лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими функциональные нарушения зрения (амблиопию и косоглазие).

Реализация медицинской части реабилитации детей с амблио-пией и косоглазием в дошкольном возрасте ведется в рамках специальных дошкольных учреждений. В дошкольных коррекционно-образовательных учреждениях IV вида имеется достаточная материально-техническая база и наличие необходимого кадрового обеспечения для проведения лечебно-восстановительной работы.

Реализация медицинской части реабилитации детей с амблио-пией и косоглазием младшего школьного возраста по существующему на сегодняшний день положению осуществляется в районных плеоптических кабинетах при детских поликлиниках, однако удаленность данных кабинетов от места жительства детей с функциональными нарушениями зрения и ряд других причин приводят к тому, что систематическое лечение проходит чрезвычайно низкий процент школьников с амблиопией и косоглазием. Отсутствие же систематической медицинской поддержки в условиях возрастания физической и психологической нагрузки неизбежно приводит к снижению у большинства младших школьников основных базовых функций, возникновению трудностей в’ процессе овладения навыками чтения и письма, к снижению уровня успеваемости.

Быстрая навигация: Все статьи Здоровье ребенка

В статье рассматривается часто встречающаяся зрительная патология у детей, посещающих общеобразовательный детский сад, -косоглазие и амблиопия. Показаны данные неофициальной статистики состояния зрения и здоровья данной категории детей. Рассматриваются психофизические особенности дошкольников с нарушениями зрения. С учетом состояния зрения и здоровья воспитанников предлагаются основные направления в оказании им коррекционной помощи.

Ключевые слова: дети с косоглазием и амблиопией, коррекционная помощь, клинические виды косоглазия и амблиопии, психофизические особенности развития, состояние зрения, здоровья детей с косоглазием и амблиопией.

По данным неофициальной статистики, в Челябинске 15% детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией посещают общеобразовательные дошкольные учреждения. Происходит это по разным причинам: некоторые родители не хотят отдавать ребенка в специализированный детский сад; других не устраивает месторасположение такого учреждения; третьи просто не знают о том, что есть специализированные группы и детские сады.

Для оказания квалифицированной коррекционной помощи педагогам необходимы знания о состоянии зрения, здоровья и особенностях психофизического развития воспитанников, прежде всего о часто встречающейся зрительной патологии -косоглазии и амблиопии.

Анализируя состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией, Э.С. Аветисов, Л.А. Григорян, Е.И. Ковалевский, R. Sachsenweger выделили следующие клинические виды косоглазия: содружественное косоглазие; сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени, расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, гиперметропии (дальнозоркость) с дальнозорким астигматизмом, миопии (близорукость), амблиопии различной степени.

Сходящееся косоглазие развивается в раннем детстве и часто бывает не постоянным, а периодическим. Однако со временем косоглазие может приобрести стойкий характер: зрительная система ребенка перестраивается и приспосабливается к асимметричному положению глаз, нарушается бинокулярное зрение.

Расходящееся косоглазие возникает в более позднем возрасте и постепенно или усиливается, или остается неизменным. Исследования показывают: у 70% детей со сходящимся косоглазием наблюдается гиперметропия, а у 60% при расходящемся косоглазии — миопия (В.Т. Абрамов).

В зависимости от состояния аккомодационного аппарата выделены аккомодационное косоглазие, частично-аккомодационное косоглазие и неаккомодационное косоглазие.

При косоглазии косящий глаз практически бездействует — в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза — амблиопии, т.е. понижения остроты зрения, обусловленного функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями (Л.А. Григорян, S. Karpowiz).

Различают следующие виды амблиопии: рефракционная, дисбинокулярная, обскурационная, истерическая.

Причиной рефракционной амблиопии является длительное и постоянное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме. Данный вид амблиопии возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции, но при ношении правильно подобранных очков острота зрения постепенно может повыситься, даже до нормального уровня.

Причиной возникновения дисбиноку-лярной амблиопии является расстройство бинокулярного зрения. Понижение центрального зрения ведет к расстройству зрительной фиксации и появлению нецентральной фиксации. Точная оценка местоположения видимого предмета затруднена. Таким образом, дисбинокулярная амб-лиопия подразделяется на две группы: амблиопия с правильной фиксацией и амблиопия с неправильной фиксацией (70-75% случаев). Амблиопия данного вида, как правило, односторонняя и встречается при монолатеральном косоглазии. При центральной фиксации своевременное лечение приводит к повышению остроты зрения; при нецентральной это не всегда удается.

Причиной абскурационной амблиопии является врожденное или раноприобре-тенное помутнение хрусталика. Понижение зрения обусловлено не только функциональными, но и анатомическими причинами, поэтому на значительное улучшение зрения нельзя рассчитывать.

Истерическая форма амблиопии встречается редко и может возникнуть после психической травмы. Происходит понижение остроты центрального зрения, сужение поля зрения, наблюдается спазм аккомодации и конвергенции. Ведущая роль в лечении данного вида амблиопии принадлежит психотерапевту.

Нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения (Л.И. Плаксина).

Все дети с монокулярным характером зрения в основном находятся в условиях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз с помощью окклюзии.

Результаты комплексного обследования детей с нарушениями зрения разными медицинскими специалистами показало: у 68% детей с косоглазием и амблиопией отмечаются расстройства нервно-психического здоровья — это последствия раннего органического поражения центральной нервной системы с различными синдромами: неврозоподобным, астеническим, невротическим, гиперактивным. В 22% случаев страдает сердечно-сосудистая система (самое распространенное нарушение это вегето-сосудистая дистония); в 72% наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, дискинезии желчевыводящих путей); в 98% наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки).

Это обуславливает необходимость планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с учетом медицинских показаний и введение в распорядок дня детей лечебно-восстановительных процедур.

Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление детей в дошкольном возрасте помогут предотвратить обострение имеющейся болезни или возникновение новых.

Остановимся на особенностях психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией.

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина).

Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления.

В работах тифлопедагогов (Л.С. Сековец, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, И.В. Новичковой, Е.В. Селезневой и др.) представлена общая картина психолого-физического развития детей с косоглазием и амблиопией.

Изучив практические действия детей с нарушением зрения, Л.И. Плаксина делает вывод: освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Далее автор отмечает затруднения детей с косоглазием и амблиопией, возникающие в работе с объемными материалами, и стремление к непосредственному контактированию с объектами.

В ряде исследований Л.И. Плаксина отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

Детально анализируя особенности ориентировки в пространстве детей 3-4 лет с нарушением зрения, Е.Н. Подколзина отмечает: из-за ограничения их чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметно-практической и словесной ориентировке в пространстве.

За счет монокулярного видения у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно ими не воспринимаются.

У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а также связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.

В исследованиях И.В. Новичковой представлены особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Их уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам.

Далее автор отмечает, что формирование умения строить описательный рассказ замедляется из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.

Исследование особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются (Е.В. Селезнева). В результате автором установлено: дети с косоглазием и амблиопией имеют бессистемные и неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении и функциональном назначении органов чувств, что не позволяет им активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. Далее автор уточняет, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией -без специального обучения — полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь некоторые из них осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая предпочтение осязанию и слуху. У детей почти отсутствуют ориентация на обоняние и вкусовые ощущения; при этом они затрудняются планомерно обследовать предметы как зрением, так и сохранными анализаторами, наблюдается снижение их перцептивной активности.

Л.С. Сековец, М.А. Мишин показали наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется невозможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.

Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями (Л.С. Сековец). Автор отмечает, что овладение основными движениями (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и его монокулярного характера испытывают затруднения в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, руку протягивают вперед при движении в пространстве. Продолжая говорить о недостатках развития детей с косоглазием и амблиопией, Л.С. Сековец установила, что качество прыжков детей характеризуется несогласованностью движений рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленностью объектов при монокулярном зрении.

При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

Таким образом, дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.

В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено: спонтанное исчезновение выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдет. Необходима организация психолого-педагогической коррекционной помощи детям.

Педагоги в условиях общеобразовательного учреждения должны оказывать помощь ребенку с нарушениями зрения. Мы выделили основные требования, направления работы и ее содержание.

1. Владеть информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.

2. Знать особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Следить за тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога, постоянно или только для работы на занятиях, а стекла очков были чистыми.

4. Определить место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях в первом ряду.

5. Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.

6. Чередовать зрительные нагрузки с отдыхом.

7. Реализовывать кроме общеобразовательной программы, используемой в детском саду, программу для специальных (коррекционных) учреждений четвертого вида (под редакцией Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекционная работа»).

8. Усовершенствовать развивающую среду: на бытовых предметах можно сделать картинки большего размера, чем у других детей, окантовать их — так ребенку будет легче найти свой шкаф, кроватку, полотенце. Каждая ступенька лестницы должна быть окантована разным цветом с тыльной стороны. В индивидуальном порядке рекомендуется познакомить ребенка с расположением предметов в группе и на участке детского сада.

9. Пособия должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков.

10. Следует разрешать ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

11. Организовывать индивидуальные занятия (согласно коррекционной программе) по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировки.

12. Проводить упражнения для снятия зрительного утомления (учить рассматривать предметы вблизи и вдали, делать круговые движения глазами попеременно то в одну, то в другую стороны, чередование частого моргания глазами и отдыха с закрытыми глазами по 7-10 секунд).

13. В утреннее и вечернее время необходимо предложить ребенку работать с книжками-раскрасками; нанизывать бусы разного размера на нитки разной толщины; учиться обводить контурные изображения через кальку, копирку; выкладывать рисунки из мозаики разного размера; составлять пазлы. Перечисленные задания сочетают в себе задачи развития и активизации зрения с коррекцией зрительного восприятия.

14. Целесообразно проводить занятия на совмещение двух изображений, составление из частей целого предмета (разрезные картинки, кубики), организовывать настольные игры в бильярд, а также с мячом и кеглями.

15. Постепенно надо включать ребенка во все виды деятельности, веря, что ему посильна любая работа.

16. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в детском саду и группе. Не допускать того, чтобы ребенка дразнили.

17. Если ребенок при выполнении задания нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его суть.

18. Убедить родителей, что с ребенком следует посещать кабинет охраны зрения при районной поликлинике или офтальмологический центр для проведения лечения.

Для оказания помощи ребенку с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного детского сада необходимо владеть информацией о состоянии зрения и здоровья ребенка, что позволит рационально определить и использовать формы и методы воспитания и обучения детей данной категории.

Словарь

Аккомодация глаза — процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на различных расстояниях от него.

Амблиопия — ослабление зрения, причину которого не удается установить путем объективного исследования.

Бинокулярное зрение — процесс видения, в котором принимают участие оба глаза; при этом получаемые изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету, что обеспечивает объемное (стереоскопическое) восприятие наблюдаемых объектов.

Близорукость (миопия) — один из видов рефракции глаза — нарушение преломляющей способности глаза (параллельные лучи света, преломляясь в глазу, соединяются впереди сетчатки, на ней образуется расплывчатое изображение и предметы различаются неясно).

Дальнозоркость (гиперметропия) -один из видов рефракции глаза. Лучи, идущие от далеких предметов, при дальнозоркости недостаточно преломляются средами глаза, и соединяются позади сетчатки, на которой образуется неясное изображение.

Рефракция — преломляющая способность глаза.

Дата: 13.09.09

Типы     Признаки амблиопии у взрослых    

У нее было замечено небольшое падение зрения на одном глазу, но это было неудивительно потому, что в детстве мы вместе с ней часами просиживали за компьютерными играми. А еще я заразила ее страстью к чтению художественной литературы.

Сейчас сестра занимает достаточно престижную должность в крупной фирме, она постоянно работает с документами и много времени проводит за компьютером.

Некоторое время назад она стала жаловаться на заметное ухудшение зрения и головные боли. Я посоветовала обратиться в известную глазную клинику к хорошему специалисту. Его диагноз нас обескуражил — амблиопия левого глаза.

Эффективного лечения в данном случае не существует, так как данное отклонение устраняется только в детском возрасте.

Почему же амблиопию сестры не обнаружили раньше, каковы вообще причины этого нарушения зрения? Сегодня я буду в этом разбираться. Приглашаю вас ко мне присоединиться.

Определение

Амблиопия относится к состоянию, при котором в одном или обоих глазах снижается зрение, но при обследовании глаз не могут быть обнаружены никакие причины этого.

Амблиопия — это медицинский термин, используемый для состояния, когда зрение в одном из глаз снижается, так как нарушена правильная совместная работа мозга и глаз.

Сам глаз выглядит нормально, но он не функционирует полноценно, потому что работа мозга направлена в пользу другого глаза. Это состояние иногда называют «ленивым глазом».

«Ленивый глаз» является распространенным, не медицинским термином, используемым для описания амблиопии, потому что глаз с плохим зрением, как кажется, не выполняет необходимую работу для обеспечения нормального зрения.

Амблиопия является наиболее распространенной причиной нарушения зрения в детском возрасте.

Это состояние затрагивает приблизительно двух или трех из каждых 100 детей.

Зрение представляет собой сочетание четкости изображения в глазах (острота зрения) и обработка этих изображений мозгом. Если изображения, полученные двумя глазами, существенно отличаются между собой, мозг не сможет соединить образы.

Вместо того чтобы видеть два разных изображения или двоящееся изображение (диплопия), мозг угнетен размытым изображением. Это угнетение может привести к амблиопии.

В течение первых нескольких лет жизни, доминирование одного глаза по сравнению с другим может привести к плохой обработке зрительных сигналов в не доминирующем глазе.

Если это состояние не вылечить в раннем детстве, амблиопия обычно сохраняется во взрослом возрасте и является наиболее частой причиной монокулярного (воздействующего на один глаз), нарушения зрения у детей.

Демография заболевания

Распространенность амблиопии трудно оценить. По предварительным оценкам она имеется у 1-3,5 процентов здоровых детей и у 4-5,3 процента детей с другими проблемами зрения.

Это состояние зафиксировано примерно в одинаковом соотношении у обоих полов и всех расах.

Причины и симптомы

Амблиопия может быть вызвана любым условием, которое отрицательно влияет на нормальное развитие зрения или функционирование глаз.

Все дети рождаются с ослабленным зрением. По мере того, как дети растут, однако, их зрение обычно прогрессирует.

Хорошее зрение необходимо для четкого, сфокусированного изображения, которое является идентичным в обоих глазах. Если изображение не четкое в одном из глаз, или если изображение не является одинаковым в обоих глазах, зрение не будет развиваться должным образом.

На самом деле это состояние может ухудшиться. Все, что служит причиной нечеткого зрения или вызывает косоглазие в детском возрасте, может привести к амблиопии.

Некоторыми из главных причин амблиопии являются:

  • Косоглазие. Смещение глаз является наиболее частой причиной функциональной амблиопии. Два глаза смотрят в разных направлениях одновременно.

    Глаза могут оказаться смотрящими внутрь, наружу, вверх или вниз. Косоглазие может быть диагностировано при рождении, или оно может развиваться позже в детстве.

    Мозг принимает два различных изображения, и это создает путаницу. Мозг игнорирует кадры из смещенного или «скрещенного» глаза, чтобы избежать двойного изображения.

  • Анизометропия. Разница характеристик преломления между двумя глазами (другими словами, разница в качестве зрения между двумя глазами).

    Например, один глаз может быть более близоруким, чем другой глаз или один глаз может быть дальнозорким, а другой глаз близоруким.

    Поскольку мозг не может соединить два изображения, он подавляет размытое изображение, в результате чего возникает амблиопия.

  • Катаракта. Помутнение хрусталика приводит к тому, что изображение, передаваемое в мозг больным глазом, становится более размытым, чем изображение с другого глаза.

    Мозг предпочитает более четкое изображение, и глаз с катарактой приобретает амблиопию.

  • Опущение века. Если свет не может проникнуть в глаз из-за опущенного века, функционирование глаза будет ухудшено, что может привести к амблиопии.

    Тем не менее, опущение века редко связано с развитием амблиопии, если опущенное веко полностью закрывает зрачок.

За исключением наличия косоглазия или опущения века, у детей могут и не проявляться признаки амблиопии.

Дети могут позиционировать свои головы под определенным углом, пытаясь использовать глаз с нормальным зрением.

Они могут иметь проблемы со зрением или трудности во время попыток дотянуться до предметов, которые расположены со стороны глаза с амблиопией.

Родители должны заметить, если ребенок предпочитает использовать зрение только одного глаза. Если здоровый глаз ребенка закрыт, ребенок может плакать.

Источник:http://www.yod.ru/diseases/id_1126/

Что такое амблиопия?

Амблиопия — это функциональное снижение остроты зрения, вызванное неиспользованием глаза во время зрительного развития.

В пораженном глазу может развиться слепота, если амблиопию не диагностировали и не лечили до возраста 8 лет.
Диагноз основывается на обнаружении разницы в остроте зрения между двумя глазами.

Лечение амблиопии у детей зависит от причины.

Пока не существует окончательного определения сущности амблиопии. Данный термин означает снижение остроты зрения, возникающее при нарушении нормального развития зрительной системы в так называемый «чувствительный» период.

При своевременном выявлении этой патологии, пока «чувствительный» период еще не закончился, дефект имеет обратимый характер.

Однако установление диагноза в более поздние сроки снижает эффективность лечебных мероприятий.

Общепризнанным считается факт, что амблиопия, сопутствующая монокулярной врожденной катаракте, не поддается лечению, начатому спустя несколько первых месяцев жизни.

Амблиопию обычно расценивают как одностороннее снижение зрения, но при определенных обстоятельствах расстройство может иметь и двусторонний характер.

Выделяют по меньшей мере пять отдельных форм амблиопии, различающихся этиологией зрительной депривации и двусторонним или односторонним характером процесса.

Односторонняя:

  • форма депривации;
  • косоглазие;
  • анизометропия.

Двусторонняя:

  • аметропическая (включая меридиональную);
  • форма депривации.

Считают, что каждая из этих форм имеет индивидуальную длительность «чувствительного» периода. Таким образом, возможности лечения и его перспективность напрямую зависят от этиологии заболевания.

Так например, для получения эффекта при лечении анизометропической амблиопии и амблиопии, возникшей на фоне косоглазия, необходимо несколько лет упорного труда, в то время как амблиопия, возникшая на фоне окклюзии, излечима в течение нескольких месяцев.

Источник:http://ilive.com.ua/health/diseases/bolezni-glaz-oftalmologiya/16953-ambliopiya-u-detei

Причины

дети с нарушением зрения косоглазие и амблиопия В случае, если изображение нечеткое, двоится, размыто или плохо различимо, то глаз, как зрительный анализатор, выключается из работы – это и есть основа амблиопии.

Выделяется два вида амблиопии:

  • первичная, которая формируется еще в утробе матери в результате нарушения правильного формирования и роста глазного яблока;
  • вторичная, возникающая в течение жизни из-за формирования различных глазных патологий.

Причины формирования вторичных вариантов амблиопии зависят от той патологии, результатом которой становится выключение зрения.

Причин для этого достаточно много:

  • длительное помутнение хрусталика, такую амблиопию называют обскурационной;
  • у детей зачастую амблиопия возникает в результате косоглазия. Косящий глаз передает неверную информацию в мозг, из-за чего картинки не совпадают, зрение двоится и возникает дисбаланс. Мозг отключает из зрительной работы пораженный глаз;
  • амблиопия из-за разницы в зрении на глазах, когда неадекватно проведена коррекция зрения и картинки с разных глаз не совпадают;
  • амблиопия из-за цветослепоты вследствие аномалий колбочек, она всегда двухсторонняя.

Виды амблиопии могут комбинироваться в различных вариантах.

Степени

Разделяется четыре степени амблиопии:

  1. крайне высокая степень с уровнем более 0.04,
  2. высокая степень с уровнем от 0.1 до 0.05,
  3. средняя степень с уровнем от 0.2 до 0.3,
  4. слабая степень с уровнем 0.4-0.8.

Симптомы

При аномалиях рефракции (близорукость, дальнозоркость или астигматизм), течение может быть бессимптомным, особенно у детей.

Обычно такую амблиопию выявляют у детей после трех лет.

Амблиопия может формироваться, если:

  • при дальнозоркости разница в зрении более 0.5 диоптрий,
  • при астигматизме разница более 1.5 диоптрий,
  • при близорукости – более 2 диоптрий.

Отключается обычно хуже видящий глаз.

Амблиопия при снижении зрения на обоих глазах равномерно возникает при:

  • близорукости более 8 диоптрий,
  • дальнозоркости более 5 диоптрий,
  • астигматизме более 2.5 диоптрий.

Амблиопия может не ощущаться пациентом и не корректируется очками, может нарушаться темновая адаптация зрения, страдает восприятие цвета, может формироваться сходящееся или расходящееся косоглазие.

Источник:http://diagnos.ru/diseases/oftalmo/ambliopia

Почему глаз — «ленивый»?

Амблиопия – расстройство зрения, также называется ленивый глаз, при котором снижается острота зрения одного или двух глаз, даже если назначаются очки или контактные линзы.

При амблиопии глаза видят различные картинки, и мозг не может соединить их в одну объемную, в результате работа одного глаза подавляется. Если же какой-то орган в организме человека не используется, то этот орган постепенно атрофируется.

Запущенное состояние ленивого глаза может привести к практически полной слепоте.

Типы

Существует несколько типов ленивого глаза:

Дисбинокулярная амблиопия развивается при нарушении бинокулярного зрения при косоглазии. Один глаз может страдать сильным косоглазием. Когда подобное происходит, то мозг «отключает» этот глаз и зрительная функция полностью ложится на другой глаз.

Депривационная амблиопия развивается, когда развивается катаракта, бельмо или подобное заболевание, и вызывает сложности со зрением. Иногда депривационная амблиопия поражает оба глаза.

Рефракционная амблиопия развивается при возникновении дальнозоркости, близорукости или астигматизма. Развивается, если своевременно не проведена оптическая коррекция дальнозоркости. Также причиной рефракционной амблиопии может непостоянное ношение очков или линз.

Истерическая амблиопия возникает при наличии неблагоприятных психогенных факторов, которые сопровождаются истерией и психозом.

Признаки амблиопии у взрослых

У взрослых наблюдаются различные признаки ленивого глаза в зависимости от типа расстройства.

Но есть ряд общих симптомов для данного заболевания:

  • Двоение в глазах или двойное зрение. Часто это симптом возникает у взрослых, которые страдают косоглазием, из-за неспособности мозга соединить две различные картинки.
  • Нечеткость зрения или пелена перед глазами. Хотя у взрослых редко возникает рефракционная амблиопия, но все-таки есть подобные случаи, которые приводят к нечеткому зрению.
  • Катаракта или опущение верхнего века (птоз) может наблюдаться при окклюзионной амблиопии. В случае роговичного рубцевания пациент может жаловаться на раздражение в глазах, покраснение, чрезмерное слезотечение, периодическое возникновение боли в глазах.
  • Внезапное ухудшение зрения, которое длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Возникает на фоне сильных эмоциональных потрясений.

Источник:http://www.likar.info/oftalmologiya/article-62993-lenivyiy-glaz-ambliopiya/

Нарушения зрения:

Амблиопия

Дальнозоркость

Близорукость

Косоглазие

Амблиопия

Амблиопия — функциональное снижение остроты зрения одного или обоих глаз без видимой анатомической причины.

Развивается в детском возрасте в результате искажения зрительной информации или ограничения ее при поступлении в головной мозг. Основные изменения при амблиопии происходят в коре и подкорковых структурах головного мозга, т.к. тормозится развитие и совершенствование нервных клеток, ответственных за анализ зрительной информации.

Каковы причины развития амблиопии?

Наиболее часто встречающиеся:

Косоглазие. При несимметричном положении глаз мозг воспринимает нормально информацию только от прямо стоящего глаза. Информация от косящего глаза подавляется во избежание двоения, в результате чего развивается амблиопия («слепота от бездействия») косящего глаза.

Анизометропия. При этом состоянии назна­чают очки неравной силы стекол между глазами. Если не пользоваться очками, то глаз, получающий менее четкую информацию, становится амблиопичным.

Зрительная депривация (преграда) — обусловлена любым глазным заболеванием, при котором блокируется зрительное изображение, т.е. существует преграда для нормального восприятия зрительного изображения. Например: врожденная катаракта, помутнение роговицы, выраженное опущение верхнего века (птоз). Требуется раннее хирургическое лечение, т.к. в этих ситуациях часто развивается глубокая амблиопия.

Как можно заподозрить амблиопию?

Если нет выраженных анатомических дефектов органа зрения (косоглазие, птоз, помутнение роговицы и т.д.), то амблиопия не будет давать никаких сигналов.

Когда поражен один глаз (анизометропия), ребе­нок не будет жаловаться на плохое зрение, т.к. он пользуется другим, хорошо видящим глазом и привык к такому зрению.

Единственный способ обнаружить амблиопию заключается в прохождении профилактических осмотров у детского офтальмолога, начиная с шестимесячного возраста.

Какое лечение применяется после постановки диагноза «Амблиопия»?

1)  Очковая коррекция (в некоторых случаях, контактная коррекция, т.е. линзы). Очки могут назначаться с 3 — 4 месячного возраста. Критерием является не возраст ребенка, а необходимость коррекции (исправление очками) тех или иных отклонений.

Когда ребенок впервые надевает очки или меняет привычные на новые, его зрительное восприятие изменяется. При этом может быть дискомфорт, который   в   процессе   привыкания   постепенно устраняется.

В это время родители должны следить за режимом ношения очков, быть предельно внимательными с ребенком. Необходимо убедить ребенка носить очки, хвалить и поощрять его различными способами, тем более, когда проявляется положительный результат очковой коррекции.

2)  Окклюзия — один из основных методов лечения амблиопии. Заключается в «выключении» лучше видящего глаза, пока не улучшится зрение амблиопичного глаза.

Режим ношения «заклейки» назначается инди­видуально.

Например: у ребенка в возрасте 2 года амблиопия левого глаза. Назначают следующий режим заклеек: правый глаз — 3 дня, левый — 1 день. Данная схема предуп­реждает развитие амблиопии на хорошо видящем глазу и применяется в течение нескольких месяцев. В более старшем возрасте время выключения увеличивают индивидуально.

Отсутствие положительного эффекта после 6-месячной окклюзии свидетельствует об органическом поражении головного мозга.

3)    Метод пенализации или «затуманивания» луч­шего глаза путем зака­пывания расширяющих зрачок капель, назначения специальных пенализационных очков. В результате активнее работает амблиопичный глаз.

4)    Метод плеоптики — многообразные стимулирующие работу глаза технологии. Проводятся в условиях отделения охраны детского зрения, специализированного детского сада для детей с ослабленным зрением (лазер-стимуляция сетчатки, лечение по Кюпперсу, компьютерные программы) или в домашних условиях (лечение по Гончаровой, занятия с конструктором, собирание пазлов и т.д.).

Почему в некоторых случаях при лечении амблиопии не достигается хороший результат?

Причины:

  • имеются органические необратимые изме­нения;

  • «пассивность (нежелание) родителей участ­вовать в лечении;

  • высокая разница в рефракции глаз (например: нормальное зрение на одном глазу и высокая дально­зоркость на другом);

  • позднее начало лечения (активно лечением амблиопии можно заниматься до 10 — 12 лет);

  • наличие другой глазной патологии.

Что делать, если ребенок отказывается носить заклейку?

Общеизвестно, что дети отказываются носить заклейку. Особенно тяжелы первые дни — период привыкания. В этот момент, как впрочем, и на всем протяжении долгого лечения амблиопии, требуется особое внимание, понимание и поддержка со стороны родителей. Хвалите ребенка. Придумайте для него на период ношения «заклейки» семейную игру (в пиратов). Стимулируйте его различными способами в тех случаях, когда появляется положительный результат окклюзии. Если ребенок отодвигает заклейку — возвращайте ее на место. Он должен понять, что поблажек не будет.

Может ли операция исправить амблиопию? Нет.

Если не лечить амблиопию, может ли она сама пройти с ростом ребенка? Нет.

Реальность об амблиопии:

  • Чем раньше обнаружена амблиопия и назна­чено лечение, тем успешней результат.

  • Только при постоянном контроле родителей за режимом ношения заклейки ребенком, их понимании сути проводимых мероприятий, возможно получение хорошего результата от лечения.

  • Массовое обследование детей, как правило в 1 год, позволяет обнаружить амблиопию на ранних сроках.

  • Для поддержания и улучшения зрения при амблиопии  необходимы  повторные курсы плеоптического лечения.

  • У детей старше 7 лет лечение затруднено, и приходится затрачивать большие усилия для достижения результатов.

  • Амблиопия выявляется раньше при наличии косоглазия из-за внешнего сигнала.

  • Детям с амблиопией лучше носить пластико­вые стекла.

Дальнозоркость

Дальнозоркость (гиперметропия) – это нарушение зрения, при котором человек плохо видит предметы, расположенные как вблизи, так и далеко от него. Дальнозоркость весьма распро­странена, она встречается и у детей, и у взрослых.

Как видит дальнозоркий глаз?

Наш глаз нередко сравнивают с фотоаппаратом. Роль объектива в нем выполняют роговица и хруста­лик: они пропускают и преломляют лучи света, попадающие в глаз. Роль светочувствительной пленки выполняет в глазу сетчатка: на ней возникает изображение, которое по зритель­ному нерву передается в головной мозг.

Изображение будет четким, если роговица и хрус­талик преломляют лучи таким образом, что фокус, то есть точка пересечения лучей, находится на сетчатке. Так бывает в норме, когда люди хорошо видят вдаль.

При дальнозоркости лучи собираются за сетчат­кой, и изображение получается нерезким, размытым, как говорят фотографы — «не в фокусе».

Почему так бывает?

Это может быть следствием двух причин:

  • когда роговица и хрусталик преломляют лучи с недостаточной силой;

  • когда глаз маленький, и его длина не достигает нормального размера; при этом сетчатка не доходит до нормально расположенного фокуса и оказывается перед ним

Почему развивается дальнозоркость?

Все люди рождаются дальнозоркими, но по мере роста организма растет и глаз. Глаз новорожденного в длину составляет примерно 16 мм, в 7 лет — 21 мм, в 15 лет — 23 мм. Нормальная длина глаза взрослого человека составляет 23 — 24 мм, при дальнозоркости она меньше 23 мм. Если же рост глаза прежде­временно останавливается, то его длина не достигает нормальной величины, и такой человек становится дальнозорким. Эта разновидность дальнозоркости называется осевой («ось» — длина).

Но бывает и так, что при нормальной длине глаза роговица и хрусталик слабо преломляют лучи света, попадающие в глаз. В таком случае фокус также окажется за сетчаткой, и человек будет дальнозорким. Эта разновидность дальнозоркости получила назва­ние рефракционной («рефракция» — преломление).

Каковы симптомы дальнозоркости?

  • нарушение зрения вдаль и вблизи;

  • быстрая утомляемость при зрительной нагрузке;

  • головные боли;

  • головокружения.

Все это приводит к чувству неудовлетворен­ности, раздражительности, к ограничениям в выборе профессии, к развитию комплекса неполноценности.

Часто у детей с гиперметропией наблюдается гиперметропический астигматизм, косоглазие, нарушается стереоскопическое (объемное) зрение, развивается амблиопия.

Что такое астигматизм и амблиопия?

Астигматизм — это разная преломляющая способность оптической системы глаза во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Амблиопия — функциональное снижение остро­ты зрения одного или обоих глаз без видимой анато­мической причины. Развивается в детском возрасте в результате искажения зрительной информации или ограничения ее при поступлении в головной мозг. Основные изменения при амблиопии проис­ходят в коре и подкорковых структурах головного мозга, т.к. тормозится развитие и совершен­ствование нервных клеток, ответственных за анализ зрительной информации.

Какое обследование проводится детям с дальнозоркостью?

  • визиометрия

  • керато- и рефрактометрия

  • ультразвуковая биометрия

  • А — сканирование

  • скиаскопия

  • биомикроскопия

  • прямая и непрямая офтальмоскопия

Физиологическая (возрастная) норма рефракции у здоровых детей

+ 4,0 — при рождении;        + 2,5 — в 3 года;      + 1,5 (+ 1,0) –  в 7 лет

После 7 лет при нормальном развитии органа зрения дальнозоркости не бывает. 

Как лечится дальнозоркость?

  • Для исправления преломления света в дальнозорком глазу используют плюсовые стекла (стекла со знаком «+»), которые помогают роговице и хрусталику сфокусировать лучи на сетчатке.

  • Если у ребенка есть астигматизм, то назначаются сложные очки с цилиндрическими стеклами, коррегирующие неправильное преломление лучей.

Детям с гиперметропией, как правило, назначают очки для постоянного ношения.

Кроме очков назначается окклюзия (заклейка). Окклюзия — один из основных методов лечения амблиопии. Заключается в «выключении» из акта зрения лучше видящего глаза, пока не улучшится зрение амблиопичного (слабовидящего) глаза.

Кроме очков и наклеек используются много­образные стимулирующие работу глаза технологии.

Лечебные курсы проводятся в условиях отделения охраны детского зрения, специализированного детского сада для детей с ослабленным зрением (лазер-стимуляция сетчатки, лечение по Кюпперсу, компьютерные программы) или домашних усло­виях (лечение по Гончаровой, занятия с конструк­тором, собирание пазлов и т.д.)

Можно ли исправить дальнозоркость с помощью операции?

Операции по восстановлению зрения при этой патологии в детском возрасте не выполняются. Это связано с ростом глазного яблока до 18 лет.

После 18 лет возможно проведение рефракци­онных операций, целью которых является хорошее зрение и избавление от очков.

Уважаемые родители! Лечение гиперметропии и амблиопии — поэтапный процесс, требующий от Вас пони­мания проводимых лечебных мероприятий, большого терпения, четкого выполнения рекомендаций и своевременного посещения детского офтальмолога.

Близорукость

Близорукость (миопия) — это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, располо­женные вблизи, а удаленные от него — плохо.

В последние десятилетия значительно возросло ко­личество близоруких людей. В век больших зритель­ных нагрузок примерно 30% детей в старших классах страдают близорукостью.

Процесс развития близорукости напрямую связан с процессом роста ребенка.

В силу каких причин развивается близорукость?

  1. Одной из основных причин является слабая аккомодационная мышца глаза. Чтение, работа за компьютером, TV, игровые при­ставки требуют сильного напряжения этой мышцы. В итоге она не может перестраиваться на дальние пред­меты, образуется «спазм аккомодации» — хорошее зрение вблизи, сниженное — вдаль.

  2. Ослабленная склера глаза в период общего роста ребенка легко растягивается, что приводит к увели­чению глазного яблока и дальнейшему увеличению близорукости.

  3. Наличие близорукости у одного или обоих роди­телей повышает риск развития близорукости у ребен­ка.

  4. У часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей, хроническим  пие­лонефритом, сколиозом и т.д. вероятность возникно­вения и прогрессирования близорукости больше, чем у здорового ребенка.

  5. Несоблюдение санитарно-гигиенических норм (плохое освещение, длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии, сниженная двигательная ак­тивность, чтение в движущемся транспорте) повыша­ет риск возникновения близорукости.

Чем опасна прогрессирующая близорукость?

По мере прогрессирования близорукости ухудшает­ся зрение вдаль.

Начальная степень (до -3,0 диоптрий) переходит в среднюю степень (от -3,0 до -6,0 диоптрий), а затем в высокую (свыше 6,0 диоптрий).

Растяжение глазного яблока приводит к перерастяжению сосудистой и сетчатой оболочек, выстилаю­щих глазной бокал изнутри. Нарушается «питание» глазного яблока, образуются разрывы в сетчатке, что может привести к отслойке последней.

Как диагностируется близорукость?

Обследование включает в себя следующие диа­гностические процедуры:

  • определение остроты зрения без стекол и со стек­лами;

  • определение рефракции (обязательно в условиях циклоплегии) и кератометрия;

  • ультразвуковое измерение длины глаза;

  • осмотр глазного дна.

Какие лечебные мероприятия помогают остановить процесс?

Врач после анализа диагностических показателей назначает необходимое лечение.

Это может быть физиолечение с применением ла­зер-магнитной терапии, циклоплегические препараты, короткого или более длительною действия, а так­же препараты, снижающие внутриглазное давление и препятствующие быстрому растяжению склеры.

В случаях быстрого прогрессирования показаны склероукрепляющие операции.

Операции, исправляющие близорукость (ЛАСИК, ФРК), детям не показаны.

Как предупредить и остановить развитие близорукости?

Необходимо соблюдать элементарные рекоменда­ции:

  • книгу при чтении держать не ближе 30 см от лица;

  • страницы должны быть освещены сверху и слева;

  • не читать долго, делать перерывы через каждые 20 мин., выполняя несложные упражнения для мышц глаз.

Какие упражнения снимают зрительное напряжение?

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 5-10 раз.

  2. Быстро поморгал, глазами в течение 1-2 мин.

  3. Посмотреть вдаль за окно, затем перевести взгляд на метку (темный кружок I см, фиксированный на оконном стекле) в течение 2-3 сек; снова посмот­реть вдаль. Повторить 10-12 раз.

  4. Легкий массаж глаз через веки подушечками пальцев.

Все эти упражнения улучшают кровообращение глаза, снимают утомление глаз.

Сколько времени ребенок может проводить перед телевизором?

Просмотр телепередач необ­ходимо ограничить до 1 часа в день. Расстояние до экрана должно быть в пять раз больше, чем диагональ экрана.

В связи с увеличением зри­тельной нагрузки при работе с компьютером, детям с начальной близорукостью, по возможности, исключить компьютер или ограни­чить время: до 30 мин. 2-3 раза в неделю.

Не менее важное условие сохранения зрения — правильное питание.

Пища должна быть богата витамином А.

Два раза в год (осень, весна) рекомендуется прием комплексных витаминов с микроэлементами.

Нельзя забывать о физической активности. Дви­жение стимулирует обменные процессы, снимает зрительную усталость. Однако при быстро про­грессирующей близорукости, при высокой ее сте­пени физические нагрузки необходимо уменьшить, ограничивая поднятие тяжестей, занятия внаклон, прыжки, удар

Косоглазие

Косоглазие — состояние, при котором нарушено симмет­ричное положение глаз, часто снижена острота зрения одного или обоих глаз и, как правило, есть изменения бинокулярного зрения. Это одно из основных детских глазных заболеваний, которым страдают приблизительно 2% детей.

Основные симптомы, возникающие при косоглазии:

  1. Нарушение симметричного положения глаз. Один или два глаза могут отклоняться («косить») внутрь, наружу, вверх, вниз.

  2. Снижение остроты зрения одного или обоих глаз.

  3. Нарушение бинокулярного зрения.

  4.  Двоение (не всегда).

Косоглазие может сочетаться с другой глазной патологией или проявляться самостоятельно. Косоглазие бывает постоян­ным или периодическим (перед сном, когда ребенок волну­ется).

По времени возникновения может проявиться с рождения или в более позднем возрасте, часто после болезни или пси­хического стресса. 

До какого возраста в течение первого года жизни возможно отклонение глаз?

У новорожденного, в связи с возрастными особенностями развития зрительного анализатора, глаза не фокусируют объ­ект, нет согласованной деятельности двух глаз, поэтому они периодически отклоняются к носу или к виску. К 4 месяцу глаза ребенка способны фокусировать малые объекты и долж­ны располагаться симметрично. К 6 месяцам ребенок фокуси­рует и дальние объекты.

Первый осмотр глаз ребенка осуществляется педиатром в роддоме, а профилактический осмотр детским офтальмоло­гом должен состояться не позднее 6 месяцев. Если родители замечают косоглазие в 4-5 месяцев, они должны обратиться к детскому офтальмологу незамедлительно.

Что такое бинокулярное зрение?

Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами, которое обеспе­чивает представление о высоте, ширине, форме предмета, позво­ляет судить о взаиморасположении объектов в пространстве «по глубине».

Каковы причины возникновения косоглазия?

Их много. Косоглазие может иметь наследственный характер, быть результатом тяжелых родов, может быть обусловлено непра­вильным прикреплением глазных мышц. Очень часто косоглазие — проявление другого серьезного глазного заболевания (высокой дальнозоркости, врожденной катаракты, нистагма и т.д.).

Толчком к возникновению косоглазия на фоне предпосылок может стать физическая или психическая травма.

Почему глазное яблоко подвижно?

Подвижность глазного яблока обеспечивают 6 глазодвигатель­ных мышц:

4 прямые (верхняя, нижняя, внутренняя, наружная) и 2 косые (верхняя и нижняя). Дисбаланс мышц приводит к косоглазию.

Действительно ли это косоглазие?

У некоторых детей родители могут замечать не истинное, а ка­жущееся косоглазие. Оно обусловлено выраженной внутренней складкой верхнего века у новорожденных, маленьким межзрач­ковым расстоянием. С ростом ребенка такое косоглазие исчезает и лечения не требует.

Какие основные формы косоглазия существуют?

Косоглазие подразделяют на содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие бывает сходящимся (склонение к носу) и расходящимся (отклонение к виску). Так выделяют монолатеральное, когда отклоняется один и тот глаз, и альтернирующее, когда наблюдается попеременное отклонение то одного, то другого глаза в зависимости от того какой из них в данный момент фиксирует изображение.

Паралитическое косоглазие обусловлено параличом и парезом одной или нескольких глазодвигательных мышц, в названных различными причинами: травмой, опухолью, инфекцией и т.п.

Как вовремя обнаружить проблему?

Дошкольные годы — критическое время в развитии зрения ребенка.

Родители должны, замечая малейшее неравенство в положении глаз ребенка, обращаться к детскому офтальмологу. Посетить специалиста впервые необходимо до 6 месяцев, 3атем в 1 год, в 3-4 года и перед школой в 6-7 лет. К 6 годам зрение основной группы детей достигает уровня взрослых.

Как происходит зрительная работа при косоглазии?

Понимание процесса зрительной работы помогает понять суть косоглазия.

Зрительная система человека устроена таким образом, ч раздельные изображения от каждого глаза передаются по зрительным путям в головной мозг в оба полушария, где сливаются в единый образ. В норме, при правильной работе мышц формируется координированная работа двух глаз, развивает бинокулярное зрение, позволяющее оценить глубину пространства.

Если развилось отклонение одного глаза, то изображение косящего глаза «тормозите мозгом, чтобы избежать возникающего в таких случаях двоения. Мозг выключает косящий глаз из акта зрения.

Результат — появление амблиопии (слабовидения) на косящем глазу.

Какое лечение применяется?

Истинное косоглазие не может пройти самостоятельно. Ле­чение необходимо. Чаще всего используется комплексный под­ход.

Основные методы лечения косоглазия:

1)   Назначение очков.

Очковая коррекция способствует:

  • повышению остроты зрения;

  • уменьшению угла косоглазия;

  • восстановлению бинокулярного зрения.

2)      Плеоптика — система мероприятий, направленных на повышение остроты зрения амблиопичного (слабовидящего) косящего глаза.

Детям назначается окклюдор — «заклейка» для выключения из акта зрения лучше видящего глаза. Фиксирующим стано­вится хуже видящий глаз.

Медикаментозное лечение.

  • Применение капель, расширяющих зрачок, для «затумани­вания» зрения на лучшем глазу при амблиопии.

  • Применение инъекций медикаментов в глазодвигательную мышцу для ослабления ее действия.

3)  Предоперационное лечение. Ортоптика-система упраж­нений для развития слияния, подвижности глаз. Проводится на специальном приборе — синоптофоре. Ребенок учится сливать изображения, получаемые от правого и левого глаза в единый зрительный образ.

4)  Хирургическое лечение. Проводится на определенном этапе для восстановления мышечного равновесия.

5)  Послеоперационное лечение. Чаще всего — диплоптика. Диплоптика — система упражнений в лечении косоглазия, вызывающих у больного двоение в естественных условиях, благодаря чему вырабатывается привычка преодоления этого двоения и восстанавливается бинокулярное зрение.

В связи с существованием множества видов косоглазия не существует единого универсального способа его лечения. Но чем раньше ребенок с косоглазием начнет лечение, тем больше шансов на хороший исход лечения.

Какова конечная цель лечения косоглазия?

Появление бинокулярного зрения. Только в этом случае пол­ностью восстанавливаются зрительные функции, и устраняет­ся асимметрия в положении глаз.

Какие существуют показания для хирургического лечения косоглазия?

  • Если никакие способы консервативного лечения не приводят к устранению косоглазия.

  • Любой постоянный стойкий угол косоглазия

В каком возрасте лучше проводить операции по поводу содружественного косоглазия?

Оптимальный возраст: от 4 до 7 лет, т.е. до школы. При врожденном косоглазии с 2 лет.

Уважаемые родители! Лечение косоглазия — длительный поэтапный процесс, требующий от Вас понимания проводимых лечебных мероприятий, большого терпения, четкого выполнения рекомендаций и своевременного посещения детского офтальмолога. Вероятность полного выздоровления ребенка зависит от Нанки заинтересованности, участия, своевременного лечения косоглазия. Помните, что своевременное обращение к специалисту позволит сохранить зрение Вашего ребенка