Дети старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией

Быстрая навигация: Все статьи Здоровье ребенка

В статье рассматривается часто встречающаяся зрительная патология у детей, посещающих общеобразовательный детский сад, -косоглазие и амблиопия. Показаны данные неофициальной статистики состояния зрения и здоровья данной категории детей. Рассматриваются психофизические особенности дошкольников с нарушениями зрения. С учетом состояния зрения и здоровья воспитанников предлагаются основные направления в оказании им коррекционной помощи.

Ключевые слова: дети с косоглазием и амблиопией, коррекционная помощь, клинические виды косоглазия и амблиопии, психофизические особенности развития, состояние зрения, здоровья детей с косоглазием и амблиопией.

По данным неофициальной статистики, в Челябинске 15% детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией посещают общеобразовательные дошкольные учреждения. Происходит это по разным причинам: некоторые родители не хотят отдавать ребенка в специализированный детский сад; других не устраивает месторасположение такого учреждения; третьи просто не знают о том, что есть специализированные группы и детские сады.

Для оказания квалифицированной коррекционной помощи педагогам необходимы знания о состоянии зрения, здоровья и особенностях психофизического развития воспитанников, прежде всего о часто встречающейся зрительной патологии -косоглазии и амблиопии.

Анализируя состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией, Э.С. Аветисов, Л.А. Григорян, Е.И. Ковалевский, R. Sachsenweger выделили следующие клинические виды косоглазия: содружественное косоглазие; сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени, расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, гиперметропии (дальнозоркость) с дальнозорким астигматизмом, миопии (близорукость), амблиопии различной степени.

Сходящееся косоглазие развивается в раннем детстве и часто бывает не постоянным, а периодическим. Однако со временем косоглазие может приобрести стойкий характер: зрительная система ребенка перестраивается и приспосабливается к асимметричному положению глаз, нарушается бинокулярное зрение.

Расходящееся косоглазие возникает в более позднем возрасте и постепенно или усиливается, или остается неизменным. Исследования показывают: у 70% детей со сходящимся косоглазием наблюдается гиперметропия, а у 60% при расходящемся косоглазии — миопия (В.Т. Абрамов).

В зависимости от состояния аккомодационного аппарата выделены аккомодационное косоглазие, частично-аккомодационное косоглазие и неаккомодационное косоглазие.

При косоглазии косящий глаз практически бездействует — в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза — амблиопии, т.е. понижения остроты зрения, обусловленного функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями (Л.А. Григорян, S. Karpowiz).

Различают следующие виды амблиопии: рефракционная, дисбинокулярная, обскурационная, истерическая.

Причиной рефракционной амблиопии является длительное и постоянное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме. Данный вид амблиопии возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции, но при ношении правильно подобранных очков острота зрения постепенно может повыситься, даже до нормального уровня.

Причиной возникновения дисбиноку-лярной амблиопии является расстройство бинокулярного зрения. Понижение центрального зрения ведет к расстройству зрительной фиксации и появлению нецентральной фиксации. Точная оценка местоположения видимого предмета затруднена. Таким образом, дисбинокулярная амб-лиопия подразделяется на две группы: амблиопия с правильной фиксацией и амблиопия с неправильной фиксацией (70-75% случаев). Амблиопия данного вида, как правило, односторонняя и встречается при монолатеральном косоглазии. При центральной фиксации своевременное лечение приводит к повышению остроты зрения; при нецентральной это не всегда удается.

Причиной абскурационной амблиопии является врожденное или раноприобре-тенное помутнение хрусталика. Понижение зрения обусловлено не только функциональными, но и анатомическими причинами, поэтому на значительное улучшение зрения нельзя рассчитывать.

Истерическая форма амблиопии встречается редко и может возникнуть после психической травмы. Происходит понижение остроты центрального зрения, сужение поля зрения, наблюдается спазм аккомодации и конвергенции. Ведущая роль в лечении данного вида амблиопии принадлежит психотерапевту.

Нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения (Л.И. Плаксина).

Все дети с монокулярным характером зрения в основном находятся в условиях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз с помощью окклюзии.

Результаты комплексного обследования детей с нарушениями зрения разными медицинскими специалистами показало: у 68% детей с косоглазием и амблиопией отмечаются расстройства нервно-психического здоровья — это последствия раннего органического поражения центральной нервной системы с различными синдромами: неврозоподобным, астеническим, невротическим, гиперактивным. В 22% случаев страдает сердечно-сосудистая система (самое распространенное нарушение это вегето-сосудистая дистония); в 72% наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, дискинезии желчевыводящих путей); в 98% наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки).

Это обуславливает необходимость планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с учетом медицинских показаний и введение в распорядок дня детей лечебно-восстановительных процедур.

Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление детей в дошкольном возрасте помогут предотвратить обострение имеющейся болезни или возникновение новых.

Остановимся на особенностях психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией.

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина).

Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления.

В работах тифлопедагогов (Л.С. Сековец, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, И.В. Новичковой, Е.В. Селезневой и др.) представлена общая картина психолого-физического развития детей с косоглазием и амблиопией.

Изучив практические действия детей с нарушением зрения, Л.И. Плаксина делает вывод: освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Далее автор отмечает затруднения детей с косоглазием и амблиопией, возникающие в работе с объемными материалами, и стремление к непосредственному контактированию с объектами.

В ряде исследований Л.И. Плаксина отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

Детально анализируя особенности ориентировки в пространстве детей 3-4 лет с нарушением зрения, Е.Н. Подколзина отмечает: из-за ограничения их чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметно-практической и словесной ориентировке в пространстве.

За счет монокулярного видения у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно ими не воспринимаются.

У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а также связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.

В исследованиях И.В. Новичковой представлены особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Их уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам.

Далее автор отмечает, что формирование умения строить описательный рассказ замедляется из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.

Исследование особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются (Е.В. Селезнева). В результате автором установлено: дети с косоглазием и амблиопией имеют бессистемные и неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении и функциональном назначении органов чувств, что не позволяет им активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. Далее автор уточняет, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией -без специального обучения — полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь некоторые из них осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая предпочтение осязанию и слуху. У детей почти отсутствуют ориентация на обоняние и вкусовые ощущения; при этом они затрудняются планомерно обследовать предметы как зрением, так и сохранными анализаторами, наблюдается снижение их перцептивной активности.

Л.С. Сековец, М.А. Мишин показали наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется невозможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.

Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями (Л.С. Сековец). Автор отмечает, что овладение основными движениями (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и его монокулярного характера испытывают затруднения в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, руку протягивают вперед при движении в пространстве. Продолжая говорить о недостатках развития детей с косоглазием и амблиопией, Л.С. Сековец установила, что качество прыжков детей характеризуется несогласованностью движений рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленностью объектов при монокулярном зрении.

При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

Таким образом, дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.

В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено: спонтанное исчезновение выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдет. Необходима организация психолого-педагогической коррекционной помощи детям.

Педагоги в условиях общеобразовательного учреждения должны оказывать помощь ребенку с нарушениями зрения. Мы выделили основные требования, направления работы и ее содержание.

1. Владеть информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.

2. Знать особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Следить за тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога, постоянно или только для работы на занятиях, а стекла очков были чистыми.

4. Определить место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях в первом ряду.

5. Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.

6. Чередовать зрительные нагрузки с отдыхом.

7. Реализовывать кроме общеобразовательной программы, используемой в детском саду, программу для специальных (коррекционных) учреждений четвертого вида (под редакцией Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекционная работа»).

8. Усовершенствовать развивающую среду: на бытовых предметах можно сделать картинки большего размера, чем у других детей, окантовать их — так ребенку будет легче найти свой шкаф, кроватку, полотенце. Каждая ступенька лестницы должна быть окантована разным цветом с тыльной стороны. В индивидуальном порядке рекомендуется познакомить ребенка с расположением предметов в группе и на участке детского сада.

9. Пособия должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков.

10. Следует разрешать ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

11. Организовывать индивидуальные занятия (согласно коррекционной программе) по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировки.

12. Проводить упражнения для снятия зрительного утомления (учить рассматривать предметы вблизи и вдали, делать круговые движения глазами попеременно то в одну, то в другую стороны, чередование частого моргания глазами и отдыха с закрытыми глазами по 7-10 секунд).

13. В утреннее и вечернее время необходимо предложить ребенку работать с книжками-раскрасками; нанизывать бусы разного размера на нитки разной толщины; учиться обводить контурные изображения через кальку, копирку; выкладывать рисунки из мозаики разного размера; составлять пазлы. Перечисленные задания сочетают в себе задачи развития и активизации зрения с коррекцией зрительного восприятия.

14. Целесообразно проводить занятия на совмещение двух изображений, составление из частей целого предмета (разрезные картинки, кубики), организовывать настольные игры в бильярд, а также с мячом и кеглями.

15. Постепенно надо включать ребенка во все виды деятельности, веря, что ему посильна любая работа.

16. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в детском саду и группе. Не допускать того, чтобы ребенка дразнили.

17. Если ребенок при выполнении задания нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его суть.

18. Убедить родителей, что с ребенком следует посещать кабинет охраны зрения при районной поликлинике или офтальмологический центр для проведения лечения.

Для оказания помощи ребенку с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного детского сада необходимо владеть информацией о состоянии зрения и здоровья ребенка, что позволит рационально определить и использовать формы и методы воспитания и обучения детей данной категории.

Словарь

Аккомодация глаза — процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на различных расстояниях от него.

Амблиопия — ослабление зрения, причину которого не удается установить путем объективного исследования.

Бинокулярное зрение — процесс видения, в котором принимают участие оба глаза; при этом получаемые изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету, что обеспечивает объемное (стереоскопическое) восприятие наблюдаемых объектов.

Близорукость (миопия) — один из видов рефракции глаза — нарушение преломляющей способности глаза (параллельные лучи света, преломляясь в глазу, соединяются впереди сетчатки, на ней образуется расплывчатое изображение и предметы различаются неясно).

Дальнозоркость (гиперметропия) -один из видов рефракции глаза. Лучи, идущие от далеких предметов, при дальнозоркости недостаточно преломляются средами глаза, и соединяются позади сетчатки, на которой образуется неясное изображение.

Рефракция — преломляющая способность глаза.

Дата: 13.09.09

Амблиопия и косоглазие, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, неизбежно становятся причиной возникновения зрительной депривации. Понимая депривацию как состояние недостаточного удовлетворения определенной потребности, зрительную депривацию современная наука определяет как состояние Недостаточного удовлетворения зрительной потребности. Современными научными исследованиями доказано отрицательное влияние депривации, в том числе и зрительной на состояние корковых отделов головного мозга (Л.И. Солнцева, 2000). Таким образом, амблиопию и косоглазие, как и любое зрительное нарушение, приводящее к зрительной депривации следует, рассматривать не как нарушения периферического, а как нарушение центрального (коркового) порядка. В то же время онтопсихологическими исследованиями доказана принципиальная возможность влияния на состояние структуры головного мозга как преднатальных, так и постнатальных факторов развития человека. Учеными доказано, что нарушения, вызванные амблиопией и косоглазием, могут быть в значительной степени нивелированы в условиях специально организованного образовательного процесса, включающего в себя как лечебно-восстановительную, так и коррекционно-развивающую работу (Г.В. Никулина, 1999).

Педагогу необходимо иметь в виду, что наличие коркового нарушения у детей с амблиопией и косоглазием приводит к снижению функций зрения, что неизбежно влечет за собой снижение скорости, точности, а так же дифференцированности восприятия, трудности в овладении сенсорными эталонами,, что обусловливает возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в овладении измерительными навыками, в ориентировке в пространстве.

Кроме того, для детей с амблиопией и косоглазием характерно наряду с низким уровнем сформированности, наличие низкого уровня оперирования сенсорными „эталонами, зрительными образами и представлениями, что неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающего мира (Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.И. Артюкевич, 1999). Указанные особенности зрительного восприятия младших школьников с амблиопией и косоглазием проявляются в некоторой фрагментарности, искаженности, замедленности, нечеткости узнавания, в Появлении трудностей в восприятии, как единичных предметов окружающего мира, так и в отражении сразу нескольких логически связанных между собой предметов (И.П. Гайлене, 1990). Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки зрительного восприятия детей с амблиопией и косоглазием в свою очередь отрицательно влияют на развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение (Л.В. Рудакова, 1988).

Кроме того, у детей с функциональным слабовидением чрезвычайно часто наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, например, избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира, апперцепция проявляется слабее, чем у детей с нормальным зрением вследствие недостатков чувственного опыта и т.д. (Л.П. Григорьева, 1984).

Одной из характерных особенностей детей с амблиопией и косоглазием является значительное отставание в формировании познавательных интересов. Как результат снижения познавательных интересов, у детей с функциональным слабовидением наблюдается снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что в свою очередь приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, 2000).

Ситуация постоянной неуспеваемости становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, это может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.

Особенности внимания у детей с амблиопией и косоглазием

контрольная работа

Подводя итоги, анализа результатов по методике

«КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

При обследовании двух групп детей старшего дошкольного возраста, на безе садика 77. Группа детей с амблиопией и косоглазием в которой было 6 человек, а другая дети с нормальным зрением, 4 человека. можно сказать о том , , что дети с амблиопией и косоглазием справлялись с заданием хуже, чем дети с нормальным зрением. Задание выполняло шестеро детей с Зрительными нарушениями и четверо с хорошим зрением.(приложение1)

У детей с нарушениями зрения были следующие результаты:

Дима Ф.по казал результат в 75% взялся за заполнение ответственно, начал работу хорошо, Отмечал елочки по порядки, аккуратно, строго следуя указаниям. Спустя 3-4 минуты внимание начало рассеиваться. к окончанию поставленного срока он стал перескакивать елочки, отмечая их не по порядку, так же отойдя от указаний зачеркивать их с права на лево, начав зачеркивать в хаотичном порядке.

Аня К. ее результат 68% взялась за выполнение задания после первого объяснения инструкции, начала аккуратно, качественно вычеркивать елочки, внимательно изучая каждую строчку, но не соблюдая указания зачеркивать их с права на лево.

Она вычеркивала все елочки в ряду, она это делала не спеша, не обращая внимания на то, что лимит времени ограничен.не закончила строчки, тем самым пропустила 5 елочек.

Егор Б. получил 87% инструкцию понял быстро, переспросив только как зачеркивать символы. Не раздумывая преступил к выполнению задания, выполнял все быстро, без особых усилий , но иногда пропуская елочки. Зачеркивал аккуратно, строго с права на лево, до первой половины бланка не пропуская ни одного символа, начиная со второй половины пропустил пару елочек. Внимание рассеялось к концу бланка, он зачеркивал только близ лежащие елки.

Дарина В. 81% Поняла указания инструкции сразу, приступила к выполнению задания быстро. Выполняла задания точно, без нарушений указаний, зачеркивала елочки по порядку, не перескакивая по строкам, зачеркивая с права на лево . К концу выполнения задания она устала и начала болтать, рассказывая про своего кота. Что и подвело ее при выполнении последних 3 строк.

Максим Е. так же набрал 81% задание понял с первого раза, уточнения не потребовались. Приступил к заданию предварительно просмотрев бланк, что отняло немного времени. Старался выполнять аккуратно, но при виде явно заметной елочки на ряду ниже, зачеркивал ее, перескакивая ряд. потом возвращаясь обратно, что противоречило указаниям инструкции. Закончил выполнение быстрее отведенного времени, при вопросе «ты уверен что ты не пропустил ничего» ответил «да» .

Лиза К. закончила задание с 75% инструкцию поняла с первого раза, не задав, ни одного вопроса приступила к выполнению. Зачеркивала елочки соответственно инструкции, по порядку, с права на лево, не перескакивая все точно. Особых затруднений данное задание у Лизы не вызвало, по окончанию выполнения зачеркнула все елочки, не нарушая инструкции. Единственным но, было изменение темпа выполнения, преступила она быстро, но после трех строк темп работы заметно начал падать.не доделала 3 строчки.

Дима Ф. выполнил 75% заданий

Аня К. 68%

Дарина В. K= 81%

Максим Е. K= 81%

Егор Б.K= 87%

Лиза K= 75%

Что свидетельствует о том что дети с амблиопией и косоглазием сталкивались с трудностями концентрации внимания, удержания нескольких команд и длительностью концентрации внимания. Детям было трудно выполнять команды, они старались сделать как им удобно, не соблюдая правила ,если видели предмет через строчку, могли зачеркнуть не по порядку. При вопросе,: «почему ты не делаешь по правилам?» ответ был следующий «а я не заметил(ла)» .

Так же основной проблемой для детей с данных детей была нехватка времени, не потому что они делали слишком медленно, а потому что при посторонних шумах ,пусть даже малейших они отвлекались.

У детей с Нормальными зрительными функциями результаты были следующие:

Настя Е. 100% инструкция затруднений не вызвала, приступила к выполнению быстро и без уточнений. Задание выполняла точно, без затруднений. Вложилась в поставленные сроки, даже с запасом времени.

Гена Т. 93% задания вложился в поставленные временные сроки, задание по началу далось легко, к концу было пропущен 1элемент. В целом можно сказать, что уровень развития внимания в норме.

Алиса Г. 87% При получении вопросов не возникло, к заданию приступила быстро. Девочка стала отвлекаться на посторонние шумы показывая что она устала и больше не желает проходить дальше. время отведенное на выполнение задания закончилось, когда осталась последняя не доделанная строка.

Артем Б. 100% при получении инструкции вопросов не возникло, приступил к выполнению задания. Задание выполнял быстро и аккуратно. Вычеркивал все по правилам, не перескакивая строчек и не путая стиль зачеркивания. на посторонние шумы не отвлекался. вложился в положенные сроки.

Настя Е. K= 100%

Гена .Т K= 93%

Алиса Г. K= 87%

Артем Б.K=100%

Итак подводя итог по данной методике мы можем сравнить уровень и особенности внимания детей с нормальным зрением ,и детей с амблиопией и косоглазием. Вцелом уровень устойчивости и концентрации внимания на порядок выше, чем у детей с амблиопией и косоглазием .И это говорит не о задержке развития внимания ,а о том что при зрительных нарушениях ребенку просто тяжелее сохранить внимание зрительных анализаторов ,поэтому и страдает ,концентрация и устойчивость внимания у детей с амблиопией и косоглазием .

Чтобы в этом убедиться давайте посмотрим на диаграмму представленную ниже.

Диаграмма 1

Сравнение показателей устойчивости и концентрации внимания детей с амблиопией и косоглазием и детей с нормальным зрением

Глядя на представленную диаграмму видно, что в процентном соотношении показатели концентрации и устойчивости внимания детей с нормальными зрительными функциями на порядок выше, так например самый низкий показатель детей с зрительными нарушениями составляет(75% ) а у детей с нормальным зрением( 87%).

С самый высокий показатель детей с амблиопией и косоглазием (87%),

А у детей с хорошим зрением (100%).

Таким образом видно, что разница в концентрации и устойчивости внимания у этих детей имеется.

Анализ результатов по методике Немов Р. С

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

По данной методике нами оценивался уровень развития объема внимания детей старшего дошкольного возраста, на базе 77 садика. Обследовалось 2 группы : первая-с амблиопией и косоглазием количество детей 6.а вторая группа детей с нормальными функциями зрения количество детей 4 (Приложение2)

Детям с амблиопией и косоглазием с трудом давалось данное задание.

Дети не получали результатов выше 5 баллов.

Егор Б. получил 5баллов- средний уровень развития внимания

Аня К.2балла- низкий уровень

Дарина В. 4-средний уровень

Максим Е. 4- средний уровень

Дима Ф..2-низкий уровень

Лиза К.3-низкий уровень

Выполнение этого задания вызвало у детей намного больше затруднений, нежели первое. Поэтому уровни их выполнения получились такие низкие показатели.

Егор Б. который справился с заданием лучше всех из своей группы, больше всего времени у него ушло на поиск предметов с первого рисунка.

Он долго водил пальцем по одному и тому же контуру чс,потом пытаясь найти следующий невольно попадал обратно.

Но в итоге найдя все предметы на первом рисунке сосредоточился и вторые два выполнил гораздо быстрее.

Аня К наоборот же с первым рисунком провозилась меньше ,чем с остальными. она нашла все фигуры и назвала их за 10 с., на следующие потратила по 20 и 25 секунд.

Было видно что она не может сосредоточиться, начала нервничать и повторять те фигуры, которые нашла, но собралась и довела дело до конца.

Дарина В на всех картинках называла быстро, первые две картинки ,оставшиеся давались ей с трудом.

Первыми она называла самую большую, потом ту, что расположена в противоположном направлении от остальных.

Максим Е. с легкостью сделал вторую картинку,

На первой повозился чуть больше .а увидев третью сказал что это слишком трудно, но он попробует .назвал 4 предмета из 5,посоле того как я спросила (это все?) он проверил и назвал еще один

Дима Ф. долго сидел. водя карандашом по картинкам ,назвав один предмет долго искал контур второго. захватывая карандашом контур и другого предмета.

В конце концов просидев минуту справился со всеми картинками, но сказал что устал

Лиза К

Столкнулась с трудностями при рассмотрении последней картинки,на чем потеряла кучу времени, первые две дались ей легко.

Глядя на эти результаты видно, что у детей нарушен объем воспринимаемой информации, дети не смогли полностью справиться с заданием.

Они не смогли полностью разобрать даже по одной картинке, называя только по несколько предметов из каждой.

И трудности были вызваны, не из-за отсутствия знаний об этом предмете, а потому что дети не могли сосредоточить свое зрение на контурах, из-за их количества.

Дети с нормальными зрительными функциями:

Выполнение этого задания не вызвало в целом у детей затруднений.

Результаты у детей были следующие:

Настя Е. 7

Гена Т. 8

Алиса Г. 6

Артем Б.8

Настя Е.глядя на задание приступила быстро, разбирала все фигуры не спеша, точно, не повторяя ни одной во время выполнения задания.

Гена Т. Выполнял быстро, даже не помогая себе(обводя контур) просто смотрел картинку и по очереди называл фигуры, делал все в одном темпе, ни на какой из картинок не сбавляя темп.

Алиса Г.Приступила к выполнению быстро, но чуть замедлилась на третьей картинке ,тк два раза повторила несколько предметов, которые находились близко друг к другу. В целом справилась с заданием хорошо.

Артем Б. Приступил к занятию быстро, последовательно называя все предметы изображенные на картинках ,увидев вторую расслабился, а перейдя к третьей растерялся, но быстро собрался и получил высокий показатель.

Из этого можно сделать вывод, что уровень развития объема внимания детей на порядок выше, чем у детей с амблиопией и косоглазием у них не было проблем при выполнении данного задания, дети хорошо различали предметы, глядя на их контур. Им понравилось задание, после выполнения многие вспомнили про игру»лабиринт» когда по линиям нужно найти к какому предмету идет линия. Времени им хватило, у некоторых оно даже осталось, например Артем Б.выполнил задание и проверял за собой еще раз ,в слух проговаривая свои ошибки.

Диаграмма 2

Сравнение баллов по объему внимания

Глядя на диаграмму видно, что у Детей с нормальными зрительными функциями, по сравнению с детьми у которых имеются нарушения зрения проблем с данным заданием возникло гораздо меньше, об этом и свидетельствует уровень их объема внимания.

Из этого можно сделать вывод, что уровень объема зрительного восприятия на прямую зависит от сохранности зрительного анализатора.

«Если у ребенка косоглазие и амблиопия»

Подготовила учитель – дефектолог

В последнее время все чаще детям дошкольного возраста ставят диагнозы: амблиопия, косоглазие, гиперметропия (дальнозоркость), миопия (близорукость). К моменту поступления в школу примерно 4% детей имеют те или иные нарушения зрения.

Очень часто родители задают вопрос: «Как избежать косоглазия и амблиопии?»

Нужно как можно раньше начинать заботиться об укреплении глазодвигательного аппарата ребенка, чтобы не допустить развития у него амблиопии, близорукости и косоглазия.

Важно помнить, что посредством зрительной системы наш мозг разрабатывает нервные связи, которые заставляют глаза действовать одновременно, направляя их на один и тот же объект. Если один глаз не получает достаточной визуальной стимуляции, то мозг не в состоянии создавать правильные связи и может задерживать изображение, поступающее из этого глаза, делая его слабым и ленивым.

Эта проблема известна как амблиопия (ослабление зрения). Она может быть вызвана тем, что ребенок находится в колыбели, стоящей у стены, или ему на один глаз в течение продолжительного времени наползает одеяльце.

В таких условиях один глаз видит яркие краски нового мира в виде движущихся контуров и цветов, в то время как другой глаз видит стену или одеяло. В результате первый глаз становится доминирующим (мозг получает от него большую часть информации), а второй – амблиопичным (мозг им пренебрегает). В большинстве случаев амблиопичный глаз не имеет никаких заметных повреждений.

Если у ребенка сформировалось косоглазие, офтальмолог назначает такой вид лечения, как окклюзия. Нося окклюзию, закрывающую здоровый глаз в течение определенного времени каждый день, ребенок приучается больше полагаться на слабый глаз. Чем чаще вы закрываете здоровый глаз окклюзией, тем лучше. К тому же чем старше становится ребенок, тем труднее получить положительные результаты в исправлении зрения.

Как часто мы слышим от ребенка «Мне тяжело, я не буду носить эту повязку». В этот момент вам следует объяснить ему, зачем это нужно. Но как это сделать маленькому ребенку?

У детей, в силу их возраста, не сформирована мотивация. Для формирования положительного (или хотя бы нейтрального) отношения к ношению окклюзии необходимо использовать игровые методы.

«Игра в пирата»

Я рекомендую сделать для себя и ребенка так называемые «пиратские очки» или повязки, закрывающие один глаз.

Для изготовления «пиратских очков» подойдет любая старая оправа без стекол, одно отверстие которой нужно закрыть плотным картоном или непрозрачным пластиком. Я рекомендую использовать подобные очки и детям, и взрослым. Пусть ребенок воспринимает упражнение как забавную игру, в которую он играет вместе с родителями. Если в семье растет мальчик, дайте ему возможность представить себя одноглазым полководцем, который потерял глаз в бою с врагом. Вариант игры: кто снимет «пиратские очки» позже всех, получит какой-нибудь приз.

Если нет старой оправы, нужно вырезать из картона или другого плотного материала круг по размеру глазницы, а затем наклеить или нашить на его внутреннюю поверхность валик из поролона. К двум краям этого круга пришейте резинку по размеру головы и наденьте повязку так, чтобы она удобно закрывала один глаз. И в «пиратских очках», и в повязке вы и ваш ребенок должны чувствовать себя комфортно. Нужно следить за тем, чтобы на закрытый глаз не давило, чтобы он мог спокойно двигаться и моргать под повязкой.

Повязка или «пиратские очки» выключают один глаз из зрительного восприятия, но не из мышечной работы, которую глаза совершают синхронно и автоматически.

«Конкурс наклеек»

Предложите всем членам семьи принять активное участие в конкурсе. Приготовьте материал для изготовления наклейки. Пусть ребенок сам выберет цвет будущей наклейки и материал, из которого он будет ее изготавливать. Придумайте название героя. Пример: наклейка в стиле «Джека Воробья».

Формирование мотиваций у детей коррекции зрения окклюзией, дает свои хорошие результаты, их отношение становится положительным или нейтральным.

«Упражнения для лечения амблиопии и косоглазия в домашних условиях»

Подготовила учитель – дефектолог

Лечение амблиопии в домашних условиях возможно с помощью специальных упражнений. Родители должны строго контролировать, чтобы упражнения и рекомендации офтальмолога выполнялись регулярно и правильно.

Вот некоторые из них:

Ребенок стоит у окна. Закрывает здоровый глаз, подносит к слабому глазу лист бумаги, на котором напечатан текст. Подносить следует до того момента, пока текст не станет трудноразличимым. Затем медленно отодвигать обратно до того момента, пока текст снова можно будет прочитать.

На электрическую лампочку (60−70 ватт) наклеить бумажный черный круг диаметром 6−8 мм. Ребенок закрывает здоровый глаз и смотрит на лампу 30 сек. Затем переводит взгляд на лист белой бумаги на стене. На этот лист смотреть до тех пор, пока на нем не появится образ круга от лампы.

Используется настольная лампа (100 ватт). На нее надевается колпак из черной бумаги, в котором вырезают отверстие диаметром 5 мм. Это отверстие закрывают красной пленкой. Ребенок садится на расстояние 40 см. от лампы и смотрит на эту красную точку 3 мин. слабым глазом. Кто-то должен каждые 2−3 секунды выключать и включать лампу. Упражнения проводят в темной комнате. Необходимо их выполнять каждый день на протяжении 3-х месяцев.

Есть еще ряд упражнений для лечения амблиопии в домашних условиях. Рекомендуется пациентам смотреть на свою переносицу или же кончик носа двумя глазами.

Делаются также круговые вращения глазами вправо, затем влево.

Есть еще одно упражнение, которое не рекомендовано делать больше одного раза в день. Нужно сесть, положить руки на колени и смотреть прямо. Затем посмотреть влево и потом вниз. Моргать нельзя. Выполнять, пока из глаз не потекут слезы.

Необходимые бытовые условия для воспитания в семье ребенка с амблиопией и косоглазием

Подготовила учитель – дефектолог

В целях закрепления результатов восстановления зрительных функций при амблиопии и косоглазии детей в семье необходимо уделять большое внимание всем мерам, содействующим укреплению здоровью ребенку,  соблюдению режима занятий и режима дня в целом, созданию оптимальных гигиенических условий, физическому воспитанию и закаливанию детского организма.

Для сохранения и восстановления зрительных функций необходимо создать условия для зрительной работы. При этом большая роль принадлежит освещению. К сожалению, нередко в семье этому фактору придается недостаточное значение. Так, часто можно видеть, как дети рисуют, читают в неосвещенных местах комнаты. Необходимо, чтобы для занятий и игр ребенка была выделена наиболее светлая часть комнаты. Стол, за которым он занимается, следует поставить у окна, чтобы свет падал с левой стороны. Для занятий детей в вечернее время рекомендуется пользоваться настольными лампами мощностью 60 Вт. Лампа должна быть снабжена непрозрачным абажуром, который бы защищал глаза от яркого света и направлял световые луч на рабочую поверхность стола. При пользовании местным освещении в целях устранения резкого контраста межу освещенной поверхностью и окружающим фоном следует включить и общее освещение. К искусственному освещению следует прибегать не только в вечернее время, но и в утреннее и дневное, особенно в осенне — зимний период года.

Нельзя допускать, чтобы дети во время занятий низко наклонялись к столу. Расстояние от глаз ребенка до книги или тетради должно быть не менее 30см., что примерно равно длине его руки от локтя до кончиков пальцев. Для рассматривания картинок, чтения полезно приобрести подставку для книг. В целях обеспечения правильных условий зрительной работы книги и наглядные пособия должны быть напечатаны чётко на белой плотной бумаге. Бумага для рисования должна иметь матовую, гладкую поверхность, белого или слегка желтоватого цвета. Следует пресекать у детей привычку рассматривать и читать книгу лежа, за едой, в транспорте.

Необходимо следить за осанкой ребенка во время работы за столом. Между краем стола и туловищем должно оставаться свободно пространство в 3-4см. Правильная посадка уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, способствует сохранению зрения.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется частый и длительный просмотр телепередач. Чтобы не утомлять зрение надо сажать ребенка не ближе 2-х метров от экрана телевизора.

Большое значение имеет соблюдение правильного режима дня, когда ребенок не посещает детский сад: соблюдение режима окклюзии чередование в течение дня разных видов деятельности, бодрствования и отдыха, достаточная активность с максимальным пребыванием на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание вот комплекс условий, необходимые для нормального развития ребенка и восстановления его зрительных функций.