Детские сады для детей с косоглазием и амблиопией и косоглазием

Екатерина Барановская
Рекомендации по созданию специальных условий для ребенка с амблиопией и косоглазием в образовательной организации

Для детей с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации должна предусматривать:

наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;

обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня ребенка и его образовательных потребностей;

обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;

наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;

обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;

обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего учащегося образовательных потребностей;

наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с учащимися с нарушениями зрения.

У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы в классе с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.

Большое значение имеет организация занятия или урока. На уроке дети с нарушениями зрения быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на уроке математики можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования и закрепления понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств для озвучивания обязательных понятий.

Своевременное введение активного отдыха в урок (занятие) позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием — после 7 — 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.

Введение на уроках динамических пауз по 3 мин. (одной — для детей с косоглазием и двух — для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перемен и перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием как в течение дня, так и всей недели. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение уроков наблюдается при чередовании урока со статическим компонентом и урока с двигательным (физкультурное, музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как с подгруппой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с уроков, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по рисованию и лепке ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.

Рекомендации к учебно-методическому обеспечению и техническому оснащению для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации

Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. Размеры отдельных деталей должны соответствовать степени амблиопии (чаще всего сопровождающей косоглазие). При амблиопии высокой степени (vis=0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 — 10 мм, при амблиопии средней (vis=0,2 — 0,3) и слабой (vis=0,4 и выше) степени — соответственно 2 — 3 и 1 — 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром.

Необходимо соблюдать постепенность в переходе от простых упражнений к более сложным. Например, на занятиях по рисованию с детьми с высокой степенью амблиопии следует пользоваться пособиями с ярко выраженным контуром рисунка в крупном масштабе, с детьми с амблиопией средней степени — со слабо выраженным контуром изображения в среднем масштабе, с детьми со слабой степенью амблиопии — без контура.

Необходимо развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.

Гигиенические рекомендации по созданию оптимальных условий

для ребенка с косоглазием:

Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения, правильное цветовое оформление помещений.

Естественное освещение

Коэффициент естественной освещенности в группах и классах должен быть не мене 2% на уровне пола, на глубине 2/3 от наружной стены. Расположение основных светопроемов должно обеспечивать возможность левостороннего естественного освещения. Окна основных помещений групп, классов, зала для физкультурных занятий, помещения медицинского назначения должны иметь солнцезащитные устройства — подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, и шторы из хлопчатобумажных тканей. Для максимального использования дневного света и равномерного его распределения в помещении рекомендуется:

— ограждающие поверхности основных помещений класса и оборудование окрашивать матовыми красками светлых тонов, с коэффициентом отражения потолка — не ниже 0,70, стен — 0,50 — 0,60, пола — 0,25 — 0,30, столов и стульев — не ниже 0,45, классной доски — 0,20;

— оконные стекла очищать не реже 3 — 4 раз в год снаружи и 1 — 2 раза в месяц изнутри; на подоконниках не расставлять закрывающие свет высокие комнатные растения;

— деревья сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; наружные фасады соседних зданий, обращенные к групповым комнатам, окрашивать в белый цвет.

Искусственное освещение

В классах и группах для занятий, кабинете врача-окулиста в качестве источников света в системе общего освещения использовать люминесцентные лампы типа «белого» света (БС) и естественного света (ЛЕ) с арматурой рассеивающего типа, физиологически наиболее благоприятные и экономичные, в количестве, обеспечивающем освещенность в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола не менее 500 лк. Включать искусственное освещение следует в соответствии со световым календарем. В классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10.

В классах для занятий на рабочих столах рационально устанавливать местное освещение светильниками прямого света на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту с доведением общего уровня освещенности до оптимального в зависимости от формы патологии (табл. 1).

Таблица 1.

Рекомендуемые уровни освещенности на рабочей поверхности во время зрительной работы детей с косоглазием.

Форма патологии Уровень освещенности, (лк)

Косоглазие + амблиопия высокой степени 1500 — 2000

Косоглазие + амблиопия средней степени 1000 – 1500

Косоглазие + амблиопия слабой степени 700-1000

Рекомендации к подбору мебели и оборудования

Помещения должны комплектоваться мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей. Классы и группы для детей с косоглазием и амблиопией — двухместными столами. Наклон крышки стола должен быть регулируемый от 10 до 30 град. При расстановке оборудования и мебели в помещениях необходимо руководствоваться требованиями действующих «Санитарных норм и правил» и следующими рекомендациями:

— столы устанавливаются вдоль окон в три ряда так, чтобы свет падал слева; при этом расстояние между столами в ряду должно быть не менее 80 — 100 см, а расстояние от первого стола до классной доски (меловой, магнитной, наколочной) должно обеспечивать угол рассматривания (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего за первым столом, направленным на удаленную вертикальную кромку доски, и горизонтальной линией на плоскости, проведенной на уровне глаз ребенка) не менее 45 градусов;

— столы для детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера следует ставить ближе к учителю и доске,

— классные доски размером 1,5 x 0,75 м на высоте 0,75 — 0,8 м от пола (нижний край) должны иметь регулируемый наклон.

Окраску столов производят светло-зеленой гаммой тонов или цвета натуральной древесины, классной доски — темно-зеленых или коричневых цветов.

Во время уроков по изодеятельности целесообразно использовать мольберты, особенно для детей со сходящимся косоглазием.

Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и вдаль) нужно располагать обязательно на подставке, при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал лучше положить на стол.

Рекомендуемые игры, упражнения и развлечения в деятельности детей

Выбор упражнений и игр в значительной степени зависит от характера зрительного нарушения При сходящемся косоглазии подбирают упражнения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии, наоборот, лечебными являются занятия, вызывающие напряжение аккомодации и конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз на близкое расстояние. В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием эффективны групповые специальные игры, в которых внимание ребенка привлекается к далеким и высокорасположенным объектам (деревья, птицы, облака). К этим играм относится также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча, настольный теннис, волейбол и баскетбол. Для выработки глубинного бинокулярного зрения у детей с расходящимся косоглазием необходимы занятия на природе (сбор цветов, трав, разглядывание букашек, лягушек, бабочек, кузнечиков и т. д.). При развитии бинокулярного, а на его основе глубинного зрения особое значение придается физическому развитию и двигательной тренировке, подвижным играм. Для этого применяется ряд упражнений: баскетбол, волейбол, футбол, метание мяча в цель, пионербол, кегли, городки, настольный теннис, бадминтон; организуются спартакиады, прогулки, экскурсии.

Глава 2. Опыт работы с детьми с косоглазием и амблиопией дошкольной образовательной организации № 27 «Розочка» г. Евпатория.

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации для детей с нарушением зрения № 27 г. Евпатория работает по трем основным направлениям:

1. Лечебно-восстановительное:

«Создание банка лечебных игр и игровых упражнений, способствующих повышению эффективности лечения и осуществляющих связь между лечением и педагогическим процессом»;

2. Психолого-коррекционное:

«Развитие психических процессов и коррекция вторичных (или сопутствующих) отклонений у детей с нарушением зрения»;

3. Коррекционно-педагогическое:

«Формирование социальной компетентности у детей с нарушением зрения через гармоничное развитие личности».

Вся педагогическая работа строится в соответствии с плеоптическим, ортоптическим и стереоскопическим этапами восстановления зрительных функций у детей.

Из опыта работы мы знаем, что особые проблемы возникают у детей младшего возраста на плеоптическом и плеопто-ортоптическом этапах лечения. Аппаратное лечение требует от ребенка определенных знаний, умений и навыков:

а) умение опознавать и называть предмет в силуэтном изображении (при определении остроты зрения ребенка);

б) наложение объекта на контур, совмещение объекта по контуру (для работы на синаптофоре, рисование с подсветкой);

в) обводка, штриховка (при работе на стероскопе зеркальном бивизиотренере, рисовании с подсветкой);

г) оперирование понятиями «вверх», «вниз», «влево», «вправо» (для работы на тестере);

д) оречевление своих действий, понимание инструкций взрослого (при занятиях на синаптофоре, определении характера зрения).

У детей раннего и младшего дошкольного возраста (а у вновь поступивших – и среднего возраста) многие из этих умений не сформированы. И на данном этапе задача учителей-дефектологов и воспитателей – наиболее успешно и в как можно более короткий срок подготовить детей к аппаратному лечению.

В решении этой задачи огромную помощь оказывают игры и упражнения на:

— развитие мелкой моторики руки;

— развитие цветоразличения;

-локализацию предмета в пространстве в различном пространственном расположении;

— развитие ориентировки на листе бумаги;

— узнавание предмета в силуэтном и контурном изображении;

— развитие глазомера;

На каждом углубленном осмотре детей врачом-офтальмологом обязательно присутствует учитель-дефектолог (подобный осмотр проводится

1 раз в две недели). В процессе осмотра обговаривается лечение каждого ребенка, назначаются лечебные игры и упражнения в соответствии с этапом лечебно-воспитательной работы.

Лечебно-воспитательная работа в ДОО для детей с нарушением зрения осуществляется врачами и медсестрами-ортоптистками.

Главная задача этого направления – развитие сохранных зрительных функций у слабовидящих детей и восстановление до нормы зрительных функций у детей с амблиопией и косоглазием.

Содержание работы врача-офтальмолога и медсестер-ортоптисток определяется составом детей по степени и характеру нарушения зрения, перспективой лечения и возрастом. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения детей.

Но одного только лечения недостаточно для осуществления полной реабилитации зрительных функций у детей. И здесь важную роль играют разработанные учителями-дефектологами так называемые лечебные игры и игровые упражнения, способствующие повышению и закреплению эффективности лечебного процесса. Эти игры соответствуют каждому этапу лечения и описываются по специально разработанным критериям:

1. Цели:

— офтальмологические;

— коррекционные;

— дидактические;

— воспитательные;

2. Градация по остроте зрения и характеру зрения.

3. Условия проведения с офтальмологической и педагогической точки зрения (инструкция, правила).

4. Время проведения и гигиенические рекомендации.

5. Вариативность по интеллектуальным возможностям детей, возрасту.

6. Оборудование, необходимое для данной игры или игрового упражнения.

Вот лишь некоторые из этих игр:

МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ «ЗМЕЙКА»

(по М. И. ОЗЕРЕЦКОМУ)

Цели:

1. Офтальмологические:

— повышение остроты зрения (от 0,05 до 1,00);

— развитие монокулярного зрения;

— развитие прослеживающей функции взора.

2. Коррекционные:

— развитие мелкой моторики руки;

— развитие ориентировки на листе бумаги;

— развитие скорости и точности действия;

— развитие произвольного внимания.

3. Воспитательные:

— формирование умения действовать по словесной инструкции педагога;

— воспитание усидчивости в структуре монотонной деятельности.

Примечания:

рекомендуется на плеоптическом этапе лечения;

— может использоваться для детей с любым уровнем развития интеллекта;

Для детей с высоким уровнем – усложнить задачу за счет ограничения сроков выполнения (с использованием песочных часов или секундомера в зависимости от сложности рисунка и остроты зрения ребенка);

— время проведения – до 20 минут (после перерыва возможно продолжение);

— дистанция применения – 30 см от глаз.

Оборудование.

— листок с заданием, соответствующим зрительной нагрузки ребенка;

— тонкий фломастер, песочные часы, секундомер.

Инструкция:

— взять в руку фломастер и ставить точки в середину каждого кружка (при остроте зрения 0,1 – 0,2 раскрашивать каждый кружок) – как птичка клювиком клюнула.

ИГРА «ТАНГРАММ»

Цели:

1. Офтальмологические:

— повышение остроты зрения (от 0,05 до 0,4);

— развитие монокулярного зрения;

— развитие зрительных функций.

2. Коррекционные:

— развитие мелкой моторики руки;

— развитие сенсорных функций: цветоощущения, форморазличения;

— развитие пространственного мышления;

— развитие произвольного внимания.

3. Воспитательные:

— воспитывать умение работать в коллективе;

— воспитывать соревновательную мотивацию;

— воспитание усидчивости в структуре монотонной деятельности;

— развитие умений действовать по словесной инструкции педагога.

Примечания:

рекомендуется на плеоптическом этапе лечения;

— может использоваться для детей с любым уровнем развития интеллекта;

Для детей с высоким уровнем – усложнить задачу за счет включения соревновательного момента (кто быстрее);

— время проведения – до 20 минут (после перерыва возможно продолжение);

— дистанция применения – 30-40 см от глаз.

Оборудование.

— игра «Танграмм», мелкие объекты по нужной остроте зрения.

Инструкция:

— выложи объект (например, квадрат, ракету и т. д.) мелкими деталями;

— сделай объект определенного цвета или нескольких цветов по заданию;

— соревнуемся, кто быстрее выложит свой объект (объекты равноценные).

ИГРА «КОЛЬЦЕБРОС»

(НАСТОЛЬНЫЙ, НАСТЕННЫЙ)

Цели:

1. Офтальмологические:

— укрепление бинокулярного зрения;

— развитие стереоскопического зрения;

— развитие зрительных функций (прослеживающей, содружественных движений глаза и руки, фиксации взора, дивергенции).

2. Коррекционные:

— развитие глазомера;

— развитие кинестетического чувства и точных, координированных движений рук;

— развитие пространственной ориентировки;

— развитие цеторазличения.

3. Дидактические:

— формирование двигательной активности;

— закрепление навыков порядкового и количественного счета;

— учить соразмерять движения руки в зависимости от удаленности объекта восприятия.

Примечания:

— игра рекомендована на ортоптическом и стереоптическом этапах лечения;

— возраст детей – 4-7 лет;

— время проведения – 7-10 минут;

— количество играющих – 1-3 человека или по числу колец;

— рассчитана на детей с любым уровнем развития интеллекта.

Правила игры:

Каждый игрок получает по одному или несколько колец. С помощью считалки определяют очередность бросков. Затем, после показа педагога набрасывают кольца на настенный или настольный щит со стержнями. За каждой попадание

1 очко. После игры подсчитывают количество очков у каждого и определяют победителя.

Вариант: набросить на определенный стержень (по заданию) и получить приз.

ИГРЫ С БИНОКЛЕМ

Цели:

1. Офтальмологические:

— формирование и укрепление одновременного зрения, развитие бинокуляр-ного зрения;

В игре использован метод жесткой гаплоксопии.

2. Коррекционные:

— учить ориентироваться в макропространстве;

— развивать умение локализировать объекты в пространстве;

— учить находить местоположение объектов относительно себя и других объектов;

— развивать координацию движений, глазомер, точность движений;

— способствовать повышению двигательной системы.

Примечания:

— игра показана при угле косоглазия менее 10, неустойчивом одновременном зрении, остроте зрения на лучше видящем глазу не менее 0,4;

— время проведения – 10 минут;

— количество играющих 1-2 человека (по числу биноклей);

— игра рекомендуется на ортоптическом этапе лечения;

— возраст детей – 5-7 лет;

— игра рассчитана на детей со средним и высоким уровнем развития интеллекта;

— дистанция проведения от 2 до 10 м.

Правила игры:

Не отрывая бинокль от глаз, пройти по нарисованной линии в заданном направлении. В ходе маршрута находить мелкие объекты предметы, определяя их удаленность от себя и других объектов. Игра проводится в полной очковой коррекции.

Вариант: брать предметы, глядя в бинокль, сбивать их мячом. Можно использовать обе стороны бинокля: и на приближение, и на удаление.

В статье определены задачи и основные мероприятия по созданию системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием ДОУ комбинированного вида, а также сформулирована главная цель работы учителя-дефектолога (воспитание здорового ребенка) и раскрыто понятие «здоровье».

Введение

Основным опытом своей многолетней педагогической деятельности я считаю создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием. Проблема построения системы коррекционной работы встала передо мной в 1989 году одновременно с открытием в ДОУ группы для детей с патологией развития органа зрения и с началом моей педагогической деятельности.

В этот период коллектив педагогов впервые открытой коррекционной группы испытывал недостаток ресурсов для построения коррекционной работы:

  • недостаточная теоретическая база для осуществления коррекции и компенсации нарушенного у детей зрения (в связи с тем, что у меня как у специалиста имелось к тому времени только незаконченное высшее дефектологическое образование), отсутствие специальной литературы;
  • отсутствие специальной программы для обучения и воспитания детей с нарушением зрения;
  • отсутствие специальных наглядных и методических пособий, отвечающих необходимым требованиям зрительной работы.

Таким образом, передо мной, как учителем-дефектологом, остро встала необходимость построения коррекционно-развивающей среды и системы коррекционной работы.

Мероприятия и задачи по созданию системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием

1. Изучение контингента детей коррекционной группы и определение основной задачи коррекционной работы

Опираясь на взаимосвязь с врачом-окулистом, журнал «Дефектология», некоторые теоретические и практические материалы, полученные мной за 3 года обучения на отделении тифлопедагогики дефектологического факультета, я начала свою работу с изучения контингента детей коррекционной группы и определения основной задачи в работе с детьми с амблиопией и косоглазием. Для этого поставила перед собой задачи: определить остроту зрения и диагноз по зрению каждого ребенка; определить сопутствующие заболевания и группу здоровья ребенка; изучить уровень развития зрительного восприятия у детей; выявить вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения (нарушения речи, ориентировки в пространстве, осанки, отклонения в эмоциональной сфере); уровень развития предметных представлений; определить, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок.

С целью диагностики разработала методику обследования зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Она включает в себя обследование восприятия цвета, формы, величины, пространственных представлений у дошкольников. Главной задачей в работе с детьми определила следующее: коррекция дефекта зрения и восстановление зрительных функций до нормы, а также компенсация вторичных отклонений, связанных с нарушением зрения.

Постепенно совершенствуя систему обследования детей с амблиопией и косоглазием, я включила в нее следующие разделы: изучение уровня развития психических процессов (внимания, памяти, мышления), обследование уровня развития речи (звукопроизношение и связной речи), обследование сформированности мелкой моторики, выявление отклонений в эмоционально-личностной сфере каждого ребенка.

Полученные результаты заношу в тетрадь обследования.

2. Создание предметно-развивающей среды

Одновременно с изучением контингента детей, я совместно с воспитателями группы начала работу по созданию предметно-развивающей среды, отвечающей необходимым гигиеническим требованиям и принципу: «Не навреди!». Мною были поставлены следующие задачи: определить основные формы организации коррекционной работы; четко сформулировать гигиенические требования к организации педагогического процесса – определить количество подгрупповых и индивидуальных занятий в течение дня, время проведения каждого занятия, правила зрительной работы, правила рассаживания детей на занятии; изготовить наглядные пособия, отвечающие требованиям зрительной работы детей с нарушенным зрением.

Опираясь на рекомендации врача-офтальмолога и свои знания психолого-физиологических особенностей детей с амблиопией и косоглазием, на первом этапе своей педагогической деятельности я определила основной формой организации коррекционной работы подгрупповые и индивидуальные занятия. В дальнейшем, накапливая теоретический и практический материал, приобретая опыт, понимая, что игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности, все больше включала в работу игровые задания, упражнения и игры. Таким образом, игра как форма организации обучения и воспитания детей с нарушением зрения стала занимать одно из ведущих мест в коррекционной работе. Я разработала серии игр по психогимнастике, развитию ориентировки в пространстве, по развитию психических функций.

С опорой на книги М. И. Земцовой «Учителю о детях с нарушением зрения» и на уже имеющиеся теоретические сведения я сформулировала определенные гигиенические требования к организации педагогического процесса в группе для детей с нарушением зрения.

За весь период работы специализированной группы кабинет дефектолога пополнился большим количеством наглядно-дидактического материала, в основном, изготовленного своими руками.

3. Определение видов коррекционных занятий на начальном этапе работы

Изучив уровень развития и возможности личности ребенка, определив, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок, я сделала вывод, что у детей с амблиопией и косоглазием надо развивать:

– зрительное восприятие как сложный психический процесс (зрительные сенсорные эталоны цвета, формы, величины; восприятие пространственных представлений и восприятие сюжетного изображения);
– представления об окружающих предметах: овощах и фруктах, растениях, животных и птицах, транспорте, одежде;
– умение ориентироваться в пространстве;
– умение правильно произносить звуки речи;
– осязание и мелкую моторику;
– общую моторику;
– коммуникативные умения и навыки;
– психические процессы: внимание, память, мышление.

Так как на начальном этапе работы из методического материала у меня имелись только примерные конспекты занятий по формированию предметных представлений, развитию зрительного восприятия, развитию ориентировки в пространстве, исправлению неправильного звукопроизношения, то и до 1996 года проводились только такие виды занятий. Остальные отклонения в развитии детей с нарушенным зрением корректировались путем использования отдельных, еще не приведенных в систему, игр и упражнений.

В 1996 году имеющиеся виды подгрупповых занятий я распределила по лексическим темам в соответствии с темами общеобразовательных занятий таким образом, что в течение изучения одной лексической темы (одна – две недели) происходило формирование и предметных представлений, и сенсорных эталонов, и ориентировки в пространстве. Таким образом, учитывая количество лексических тем, которые необходимо изучить в течение года, я смогла определиться и с количеством имеющихся видов подгрупповых коррекционных занятий в учебном году:

– Формирование предметных представлений – 26.
– Развитие зрительного восприятия – 33.
– Развитие ориентировки – 14.

4. Установление взаимосвязи с воспитателями специализированной группы

С момента распределения видов коррекционных занятий по лексическим темам установилась более тесная взаимосвязь дефектолога с воспитателями, которая до этого выражалась лишь в отдельных рекомендациях для воспитателей по организации коррекционной работы. Изученный на коррекционном занятии по ФПП материал стал закрепляться на общеобразовательных занятиях по ознакомлению с окружающим и по развитию речи. Рекомендации для воспитателей по закреплению темы и проведению индивидуальной работы заносятся в «Тетрадь связи».

5. Изучение и внедрение в работу специальной программы. Определение основных направлений коррекционной работы

В 1997 году вышла в свет Программа «Коррекционная работа в детском саду» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Программой были определены следующие направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия; социально-бытовая ориентировка; коррекция нарушений речи; развитие осязания и мелкой моторики; ориентировка в пространстве.

Программа Л.И.Плаксиной очень помогла в создании системы коррекционной работы. В соответствии с Программой, к уже имеющимся видам занятий я добавила подгрупповое занятие по развитию осязания и мелкой моторики, беседы по развитию социально-бытовой ориентировки, коррегирующую гимнастику, индивидуальное занятие по формированию правильной осанки. Программа помогла более четко определить цели и задачи, формы организации, виды занятий, их количество по каждому направлению коррекционной работы. Но, кроме программных занятий, я разработала серию занятий по психогимнастике.

6. Установление взаимосвязи с родителями воспитанников

Работа с родителями является важным условием воспитания детей с нарушенным зрением. Большое значение имеет информационно-просветительская работа среди родителей. Я, как учитель-дефектолог использовала и продолжаю использовать разные формы работы с родителями. Это индивидуальные консультации и показ приемов коррекции зрительного восприятия, речи, психических функций, эмоциональных состояний и др.; информация в уголке для родителей на различные темы; папка «Связь с родителями» (вопросы и ответы); выступления на родительских собраниях; анкетирование.

Также, разработала серию консультаций для родителей, в которых в живой и доступной форме знакомлю родителей с некоторыми понятиями (пальминг, косоглазие), предлагаю небольшой комплекс гимнастики для глаз, для тренировки мимики, рассказываю о пользе свечи, даю совет – как сохранить зрение и др.

7. Поиск новых приемов и методов, сохраняющих здоровье. Интегративный компонент в образовательном процессе

В результате наблюдения за свободной и учебной деятельностью детей нашей группы, анализа своей работы я сделала вывод, что проблема учебных перегрузок не обошла и нашу группу. И, в связи с этим назрела необходимость в поиске новых приемов и методов, сохраняющих здоровье воспитанников.
Опираясь на опыт воспитателя Редько Л.А. по использованию игровых ситуаций на занятиях, я в 1999-2000 учебном году работала по теме: «Игра и живое слово как средство активизации детей на коррекционном занятии». Итогом изучения этой темы стал подбор практического материала (загадок, стихотворений, игр) по лексическим темам и включение в конспекты коррекционных занятий игр, игровых ситуаций и живого слова.

Также, с целью охраны зрения и общего здоровья детей, обратила особое внимание на включение в каждое коррекционное занятие динамических пауз, физкультминуток или зрительных упражнений. Подобрала физкультминутки по каждой лексической теме.

Кроме этого разработала и включила в систему работы серию игр на развитие внимания, памяти, мышления и серию психогимнастических игр.

С целью снижения эмоциональных и умственных нагрузок детей, возникла необходимость создания проекта, который помог бы разрешить хотя бы в какой-то степени проблему учебных перегрузок. Особенно негативно большие учебные нагрузки и сокращение времени на игру сказывается на детях с ограниченными возможностями. В частности, на детях с нарушением зрения.

Вторичными отклонениями у детей с нарушением зрения являются: снижение двигательной активности и нарушение осанки. А увеличение времени занятий и уменьшение времени на свободные активные игры усугубляет эти отклонения в двигательной сфере, что неблагоприятно влияет на общее физическое здоровье детей. Совместно с воспитателями группы мы решили использовать интегративный компонент в образовательном процессе для снижения умственных и физических нагрузок на детей. Проект был так и назван «Интегративный компонент в образовательном процессе как фактор решения проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».
Для реализации главной цели проекта нами были поставлены следующие задачи:

  • Объединить некоторые виды занятий и заменить некоторые из них играми. Таким образом, более полно реализовать право ребенка на ведущий вид деятельности – игру.
  • Высвободить в режиме дня время для свободной деятельности детей за счет замены некоторых занятий игрой, учитывая, что игра должна быть по времени короче занятия.

Мы выделили следующие этапы работы над проектом:

1. Обследование уровня физического развития и наблюдение за физическим и эмоциональным состоянием детей. Этот этап был рассчитан на сентябрь 2004 года. Результаты обследования показали низкий уровень физического развития, эмоциональную закомплексованность наших воспитанников в начале года.

2. Распределение программных задач по видам занятий, их интеграция и разработка серий игр по данным разделам. Этот этап завершили к концу 2004-2005 учебного года.

3. Систематизация материала и его внедрение в работу. Этап завершили к концу 2005-2006 учебного года.

Объектом интеграции стали занятия:

  • Занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью.
  • Коррекционные занятия дефектолога по формированию предметных представлений.
  • Занятия воспитателя по формированию элементарных математических представлений.
  • Коррекционные занятия дефектолога по ориентировке в пространстве.

Как же происходило это объединение?

  • Из занятий по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью мы выделили основные обучающие задачи, которыми дополнили коррекционные занятия по формированию предметных представлений.
  • Разработали серию игр по закреплению представлений об окружающем и социальной действительности.
  • Из коррекционных занятий по ориентировке в пространстве выделили коррекционные задачи, которые включили в занятия по формированию элементарных математических представлений.
  • Систематизировали игры по развитию ориентировки в пространстве.

Таким образом, за счет интеграции:

  • количество занятий уменьшилось, а количество игр увеличилось;
  • в режиме в первую половину дня на свободную деятельность детей вместо двадцати минут отведено около одного часа.

В результате реализации проекта, коллектив нашей специализированной группы смог более полно реализовать право ребенка на ведущий вид деятельности; способствовать снижению учебных перегрузок, сохранению физического и эмоционального здоровья детей.

Таким образом, используя здоровьесберегающие приемы и учитывая когнитивные и креативные аспекты деятельности в своей работе, я реализую принцип здоровьесбережения и здоровьеразвития.

Моя педагогическая концепция.

Концепцию своей педагогической деятельности я, конечно, выделила для себя не сразу, а в процессе работы над проблемой создания системы коррекционной работы. Толчком к формулировке концепции моей педагогической деятельности послужила работа над проектом «Интегративныйкомпонент в образовательном процессе как фактор решения проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».

Подводя итог большому этапу своей педагогической деятельности, я сделала вывод, что четкость и систематичность в работе педагога помогает исключить лишнюю физическую, эмоциональную и психическую нагрузку на детей и педагога и способствует сохранению их здоровья.

Главная цель и результаты работы

Выстраивая систему коррекционной работы, я не забывала о главной конечной цели этой работы: воспитание здорового ребенка. Ведь, еще великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Но что же мы понимаем под словом здоровье? В настоящее время насчитывается около 40 определений здоровья. Например, всемирно известный врач-психотерапевт Элизабет Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех аспектов может дать здорового полноценного человека. В современном обществе интеллектуальный квадрант слишком развит, зато эмоциональный наиболее ослаблен. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы сбалансировать эти квадранты здоровья. Одним из лучших определений здоровья считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Эти определения я учитываю, воспитывая и обучая ребят с отклонениями в развитии.

Конечно, не во всех случаях получается желаемый результат, так как мы имеем дело с особым контингентом детей, имеющим особенности в психофизическом развитии и, порой, очень сложный комплекс дефектов: нарушение зрения может сочетаться с отклонениями речи, в эмоционально-волевой сфере и с другими вторичными отклонениями. Но, как правило, выпускники нашей группы выходят из детского сада подготовленными к обучению в школе: с высоким уровнем развития психических процессов и психологической и эмоциональной готовности к школьному обучению, с уже сформированными навыками учебной деятельности, необходимыми для начала обучения (подготовленная к письму рука, усидчивость, трудолюбие и др.).

Завершая описание системы своей работы, хочется отметить, что моя педагогическая деятельность отражает мое жизненное кредо: «Чистота – залог здоровья…Порядок прежде всего!» В эти слова из детского мультфильма я вкладываю глубокий смысл. Ведь, чтобы быть здоровым физически, эмоционально, духовно, человек должен быть чист и порядочен во всем – в своем теле, в жилище, в мыслях и деятельности, в отношениях с другими людьми. Все это я и стараюсь развивать в себе, в своем ребенке и в своих воспитанниках.

Литература.

  1. Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», М., 1983
  2. «Готовим к школе ребенка с нарушением зрения» рабочая тетрадь, С.-П., 2004
  3. Демирчоглян Г. «Детское зрение» (Советы по профилактике близорукости у детей), М., 1998
  4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., 1990
  5. Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении детей», С.-П., 2000
  6. Земцова М.И. «Учителю о детях с нарушением зрения», М., 1973
  7. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция», М., 1994
  8. «Логопедия» учебник для пединститутов под. ред. Волковой Л.С., М., 1989
  9. «Лечебная физическая культура» справочник под ред. Епифанова В.А., М., 1987
  10. Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР», М., 2005
  11. Маргарет Д.Корбет «Как приобрести хорошее зрение без очков» руководство к быстрому улучшению зрения, С.-П., 1995
  12. Мастюкова Е.М. «Ребенок с отклонениями в развитии», М., 1992
  13. Нестерюк Т., Шкода А. «Гимнастика маленьких волшебников» элементы йоги для детей».
  14. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И., М., 1978
  15. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» тесты и коррекционные игры, М., 2000
  16. «Психологические тесты» под ред. Ахмеджановой Э.Р., М.,1966
  17. «Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними» межвузовский сборник научных трудов, Л., 1990
  18. «Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими» межвузовский сборник научных трудов, Л., 1988
  19. «Современные теоретические, эксперимениальные и методические проблемы тифлологии» межвузовский сборник, С.-П., 1997
  20. Синицына Е. «Умные раскраски», М., 1999
  21. Солнцева Л.И., Хорош С.М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста», М., 1988
  22. Справочник по офтальмологии под ред. Аветисова Э.С., М., 1978
  23. Чистякова М.И. «Психогимнастика», М., 1995

Ещё конспекты занятий в детском саду:Использование логопедической ритмики в коррекции общего недоразвития речи у дошкольниковРаннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУКонспект коррекционных занятий в логопедической группе старшего возраста по лексическим темам: «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Зима»Рабочие материалы педагога-психолога дошкольного учреждения. Бланки протоколовКВН «Путешествие в Царство времени»Конспект итогового занятия по развитию коммуникации в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «У бабушки в гостях» | создание | программа для создания программ | системы | поисковые системы | коррекционной | коррекционная школа | работы | вакансии работа | группе | группы песен | для | детей | дитя | амблиопией | амблиопия лечение | косоглазием | косоглазие лечение | педагогический | педагогический университет | опыт | работа без опыта работы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием педагогический опыт Детский сад

Проект: «Развитие    глубинного  зрения у детей  с косоглазием и амблиопией коррекционно -педагогическими методами»

Краткая аннотация проекта Данный проект является частью комплексной коррекционной работы. Он  направлен на  подготовку детей к восприятию глубины пространства и развитие стереоскопического зрения детей с косоглазием. При расстройстве стереоскопического  зрения у ребенка  нарушается   формирование механизмов анализа  глубины пространства, ориентировки в пространстве, моторного  развития, что может привести к   трудностям в  социальной  адаптации ребенка.  Поэтому разработан ряд коррекционно-педагогических мероприятий  для  формирования определенных знаний и умений, необходимых для  создания предпосылок для  развития  полноценного  стереоскопического зрения.   

Описание учреждения

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка – детский сад № 286  — «Полянка»  для детей с нарушением  зрения (косоглазие и амблиопия).

Детский сад работает по «Программе специальных коррекционных образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей) » под редакцией Л.И .Плаксиной и «Программе воспитания и обучения детей» под редакцией М.А. Васильевой  с 1973 г.

Основной целью детского сада является оказание комплексной медицинской и психолого- педагогической помощи детям с нарушением зрения. Проблема восстановления зрения  у детей с косоглазием особенно актуальна и социально значима, так как есть возможность улучшить и полностью восстановить зрение у многих из этих детей.  Исходя из этого, персонал детского сада     обеспечивает   высококвалифицированное лечение глазных заболеваний, также полный комплекс педагогических мероприятий в условиях обычного режима жизни ребенка. Обучение, воспитание  и развитие детей проводится  в аспектах, способствующих лечебному процессу. Таким образом, в саду создано единое реабилитационное пространство, позволяющее успешно решать задачи лечения, воспитания, образования детей с нарушением зрения.

Краткая характеристика исполнителя проекта

 Я, Арефьева Ирина Михайловна,  работаю учителем –дефектологом в течение 20 лет в данном детском саду. Провожу  диагностику и на базе клинических и психолого-педагогических данных разрабатываю    индивидуальную   программу занятий с каждым ребенком   с учетом дефекта и уровня психического развития. Эти данные отражаю в   индивидуальных дневниках.

 Провожу  специальные занятия по коррекции  зрительного восприятия, развития  глубинного зрения, моторики, ориентировке в пространстве, ознакомления с социальной действительностью, сохранных анализаторов на которых решаю  задачи по формированию различных знаний умений и навыков, активизации зрительного восприятия,  развитию компенсаторных механизмов. У детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-образного мышления, развивается зрительно-моторная координация, повышается точность фиксации взора и активно упражняется глазодвигательная система. Все это  позволяет  ребенку закрепить лечение косоглазия, психологически успешно адаптироваться к школьной деятельности.

Большое внимание уделяю

— подготовке детей к аппаратному лечению;

-развитию стереоскопического зрения

-снятию побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка;

-закреплению результатов восстановительного лечения.

Все занятия проходят в игровой форме, ребенок занимается и лечится с желанием и интересом – это является залогом успешного лечения. Игровое действие служит не только усилению активности ребенка, но и способствует коррекции зрения и зрительного восприятия, повышает мотивацию к новой деятельности. В результате комплексная лечебно – восстановительная и коррекционно-педагогическая помощь детям дает высокие результаты излечения, позволяет подготовить дошкольников с нарушением зрения к обучению в школе,

Постановка проблемы

Косоглазие  и амблиопия являются относительно  распространенными глазными заболеваниями. Чаще всего они возникают в возрасте до трех лет. Это говорит о необходимости ранней коррекции зрения в условиях систематического медицинского и педагогического воздействия. В мире и в Российской Федерации  утверждена комплексная система лечения, которая включает оптическую коррекцию (очки), плеоптическое лечение (окклюзия), ортоптическая и диплоптическая система по восстановлению бинокулярного и стереоскопического зрения. Знание педагогами этапов лечения необходимо для выработки правильных и своевременных способов, методов, приемов на занятиях. Это позволит ускорить процесс восстановления зрения у детей.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном  расположении и степени удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.

 К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно ведет за собой нарушения  зрительного восприятия.

Например,  нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту  и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Нарушение  глазодвигательных функций характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации и приводит к возникновению косоглазия.

Косоглазие   может являться причиной  снижения  работоспособности косящего глаза, вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия. Характер зрения из бинокулярного (ребенок видит  двумя глазами)  -превращается в монокулярный (восприятие осуществляется одним глазом).

 Монокулярное зрение дает представление лишь о ширине высоте, форме предмета, но не позволяет точно оценивать взаиморасположение предметов в пространстве в глубине.

Нарушение бинокулярного зрения  приводит к  снижению способности видеть двумя глазами одновременно и мешает воспринимать рассматриваемый объект как единое объемное целое, искажает пространственное  восприятие окружающего мира, так как ребенок не может оценивать расстояние между объектами, затрудняется  выполнять   различные ориентировочные действий с  предметами.

Нарушение бинокулярного зрения приводит к   недоразвитию   стереоскопического (пространственного, глубинного)  зрения. Стереоскопическое зрение    высшая форма бинокулярного зрения, так называемое  -совершенное бинокулярное зрение, когда все параметры бинокулярного зрения улучшаются.  Изображение предметов на сетчатках глаз двумерны, а между тем человек видит мир трехмерным, т.е. он обладает способностью к восприятию глубины пространства, или стереоскопическим зрением. Стерео – от греч. Stereos  (твердый, пространственный).  Основной особенностью стереоскопического зрения является совместная работа глаз. Развитие стереоскопического зрения осуществляется на фоне имеющегося бинокулярного.

·        При отсутствии развитого глубинного зрения    значительно хуже  можно различать глубину, рельеф, поверхность;

·        При отсутствии развитого глубинного зрения    труднее  правильно оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, заслоненность предметов друг другом, перспективу в изображении.

·        При  отсутствии развитого глубинного зрения    острота зрения – ниже,  поле зрения –меньше

·        При отсутствии развитого глубинного зрения    затрудняется           макро и микро ориентация  в пространстве, овладение    измерительными навыками, происходит  нарушение моторного развития.

·        При  нарушении оценки глубины пространства    делается затруднительным  качественное выполнение многих работ (водителя, летчика, токаря, хирурга и др.)

           Аппаратное    лечение стереоскопического   зрения проводится  на специальном   глазном приборе (синоптофоре), но использование традиционных ортоптических  методов наталкивается на определенные противоречия: требования, которые предъявляются ребенку для работы на лечебной аппаратуре, нередко опережают его развитие, и сформированные  к этому времени навыки оказываются недостаточными. Особую трудность при лечении на аппарате  у детей вызывает следующее: дети не умеют фиксировать взор, прослеживать глазами линии воспринимаемых объектов, осуществлять глазомерную оценку протяженности линий, оценивать величину фигур, расстояния между ними, оценивать глубину пространства, пользоваться пространственными терминами. Это затрудняет эффективность  лечения и требует соответствующую  педагогическую  подготовленность детей к аппаратной деятельности.                 

       Наиболее важный механизм восприятия глубины пространства – стереопсис – зависит от совместного использования двух глаз. При рассматривании любой трехмерной сцены два глаза формируют несколько различные изображения на сетчатках. В процессе стереопсиса мозг сравнивает изображения одной и той же сцены на двух сетчатках и с большой точностью оценивает относительную глубину. Слияние двух монокулярных изображений, видимых раздельно правым и левым глазом при рассматривании предметов одновременно двумя глазами, в одно объемное изображение называют фузией.  Фузия очень важный момент в восстановлении стереоскопического зрения.    

        Для ее более  успешного развития необходимо   разработать ряд  специальных педагогических упражнений, настраивающих зрительный анализатор на процесс слияния.

Кроме того очень большое значение имеет специально организованная  педагогически-коррекционная  работа по развитию стереоскопического зрения в постаппаратный период для закрепления результатов лечения косоглазия.

         Самопроизвольное восстановление бинокулярного,  глубинного зрения не развивается или развивается редко. Но формируется бинокулярное стереоскопическое  зрение постепенно, развитие и совершенствование его продолжается на протяжении всего школьного периода.  Эти функции глаза находятся в стадии развития, есть возможность  воздействовать на них педагогическими методами в процессе коррекционной работы.  Для этого  необходимо  применять определенные  комплексные мероприятия. Задача этих мероприятий – подготовить  к аппаратному лечению,  создать предпосылки для развития полноценного  стереоскопического зрения и тем самым закрепить результаты лечения косоглазия, подготовить детей к школе.

Психолого-педагогическое   обоснование

         Важным условием обучения дошкольников является знание закономерностей психического развития детей. В связи с этим большое значение имеет положение, выдвинутое Выготским Л.С. о том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии. Это положение учитывается при подготовке ребенка к аппаратному лечению, где основополагающим является учет возрастных особенностей детей. (Солнцева Л.И) Основные закономерности, которые необходимо учитывать при подготовке детей к лечению: усвоение программного материала происходит через наглядно-практические действия с многообразными предметами и материалами и осуществляется на полисенсорной основе. Анализ научных данных и опыта работы  специализированных  учреждений указывает на актуальность проблемы, связанной с разработкой коррекционно-педагогической системы,  которая  осуществляется наряду с лечебно- восстановительными мероприятиями, а иногда и опережает их в процессе предаппаратной подготовки и постаппаратного закрепления результатов. Основной задачей системы коррекционно-педагогических воздействий является формирование перцептивной активности  и потребности. Формирование умений, навыков, способов зрительного восприятия,  пространственной   ориентировки, моторного развития, которые значительно повышают когнитивные возможности ребенка с амблиопией и косоглазием и способствуют восстановлению зрительных функций   (Земцова М.И., Литвак А.Г., Феоктистова В.А.)

Цель проекта: Сформировать комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, способствующих  развитию навыков полноценного  глубинного стереоскопического зрения у детей с косоглазием и амблиопией.

Тактические задачи:

1.  Дать понятие о линейной перспективе, научить понимать  зависимость  величины предмета от расстояния

2. Сформировать способы восприятия  глубины  пространства плоскостного изображения. Научить анализировать изображения с выделением переднего, среднего, заднего плана.

3. Сформировать способы восприятия объектов при разной их удаленности на полимодальной основе, используя сохранные анализаторы.

4. Развивать  измерительные навыки в большом и малом пространстве

5. Научить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами и использовать полученные навыки в  практической деятельности

6. Научить пользоваться словесными обозначениями  при определении про­странственных направлений и выделению пространственных признаков

7. Научить самостоятельно  моделировать пространственные отношения с учетом глубины пространства

8. Научить   использовать полученные навыки при изготовлении макетов с учетом глубины пространства

9. Развивать фузионные резервы, учить  сливать картинки при помощи специально подготовленных пособий, разделителя полей

10.  развивать стереопсис, учить фокусировать взгляд, видеть глубину в стереокартинах, при пользовании стереоскопом

Стратегия достижения поставленных задач:

Восприятие относительной глубины  положения предметов в  пространстве называется глубинным зрением.  На плоскостных  изображениях  возможно отражение  глубины изобразительными средствами.  Оценка глубины пространственного расположения предмета происходит в таких случаях за счет так называемых вторичных факторов (распределение  светотеней, пересечение контуров, размеров). Человек обладает многими механизмами оценки глубины. Некоторые из них совершенно очевидны. Например, если приблизительно известна величина объекта (человек, дерево и др.), то можно оценить расстояние до него или понять, какой из объектов ближе, сравнивая угловую величину объекта. Если взять проекцию параллельных линий, например железнодорожных рельсов, уходящих вдаль, то в проекции они будут сближаться. Это пример перспективы – весьма эффективного показателя глубины пространства.

 Для формирования глубинного зрения у детей  сначала необходимо научить детей понимать зависимость величины предмета от расстояния до него, дать понятие о линейной перспективе. Для этого я  разработала ряд пособий,  с помощью которых дети самостоятельно моделируют на  фланелеграфе и  наглядно представляют зависимость величины предмета от расстояния.    «Трасса», «В лесу».

Затем нужно  знакомить   детей с многоплановыми картинами, и соответственно с  планами изображения (передний, средний, задний). Рассматривая изображение, ребенок познакомится с элементами рисунков, научится определять расстояние между ними, определять соответственно их размер и постепенно  будет учиться  видеть глубину пространства на картине,   будет  уточнять  расширять  свои представления,   речь.  Для достижения этих целей будем анализировать иллюстрации :  «Заяц и лиса», «На реке».

Кроме того, я разработала специальное  занятие: «Нарисуем  улицу».   Цель занятия —  научить  создавать изображения на фланелеграфе с учетом пространственных положений и отношений предметов, чтению иллюстраций, пониманию  заслонённости,  обучать умению понимать соблюдение  линейной перспективы при изображении объектов в рисунке.

Разработала  ряд специальных пособий, при котором дети сначала рассматривают иллюстрации, а затем сами из   отдельных персонажей этих иллюстраций моделируют увиденное. «Дети  на горке», «Каток», «Снеговик»

Для правильного определения глубины  в пространстве и  ориентации  необходимо научить детей глазомерной оценке расстояний между предметами. Для этого я подобрала    ряд игр и упражнений с использованием зрительной, зрительно-двигательной, двигательно-тактильной чувствительности оценки расстояний между предметами. Подвижная игра в музыкальном зале «Сбей кеглю», «Попади мячом в цель» «Попади по шляпке гвоздя» « Где гараж », «Что ближе, что дальше»  ит.д.

Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют детям верно определить, на­сколько удалены предметы, на каком расстоянии от них они находятся. Зрительное восприятие детьми пространства должно уточняться, дополняться их двигательными ощущениями.  

Следует отметить, что дошкольникам с нарушени­ем зрения всех подкатегорий свойственно неумение получать информацию о пространстве с помощью со­хранных анализаторов — слуха, осязания, обоняния, двигательно-тактильной чувствительности — и ис­пользовать ее в самостоятельной практической ориен­тировке. Поэтому задача формирования полисенсор­ного восприятия является общей для всех.

Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению про­странственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе по­лисенсорного восприятия пространства, закреп­ленного в слове, у ребят создается обобщенный образ пространства.

Необходимо  будет формировать  механизмы  анализа трехмерного пространства. Для решения этой задачи я изготовила  небольшие  макеты «Дикие животные»,    «На ферме»,  «Мишки  на севере»,  «Птичий двор».   Разработала оригинальное  пособие  «Театр в коробке», со съемными декорациями, передвигающимися персонажами с учетом глубины пространства. Планируется вместе  с детьми сделать  макет «Городской сквер». Практическая деятельность с объектами макета позволит  детям моделировать пространственные отношения между предметами и  отражать их  в речи,  зрительно оценивать положения одного относительно других с учетом глубины пространства. В процессе такой работы понятия дальше, ближе, передний задний план, перекрытие  станут  более понятным и переведутся  из области теоретической в практическую. Кроме того, такой комбинированный вид деятельности, требующий от ребенка умения рисовать, раскрашивать, вырезать  будет способствовать  развитию  мелкой моторики, зрительно/моторной координации,  ручной умелости, что в принципе является одним из направлений коррекционной работы

Для развития фузионных резервов, необходимо будет  провести ряд коррекционных упражнений, способствующих слиянию  двух изображений в одно. «Совмести картинки», «Разделитель полей», «Посади цыпленка в яйцо» и т.д.  

Для укрепления стереоскопических возможностей,  улучшения  порога  пространственного различения необходимо будет использовать стереоскопические картины, стереоскоп со слайдами.

Чему научатся дети в результате реализации проекта

 Дети научатся видеть  глубину в изображениях, понимать значение линейной перспективы

 Дети научаться оценивать глубину в большом пространстве. Оценивать  пространственные отношения между предметами  на полисенсорной основе, оценивать положение одного относительно других, отражать эти отношения в речи, применять в практической деятельности, воспринимать разноудаленные объекты на полимодальной основе, будут сформированы      измерительных навыки  в малом и большом пространстве.

Дети научатся моделировать пространственные отношения. изготавливать макеты, 

У детей  в результате тренировок будут развиваться фузионные резервы, бинокулярный механизм слияния изображений.

          Дети смогут научится  «правильно»  видеть глубину в стереокартинах.

 В результате всего комплекса мероприятий  у детей  будут повышаться  пороговые стереоскопические  возможности и создаваться предпосылки для развития глубинного пространственного зрения.

Календарный план реализации проекта

мероприятие

срок

№ приложения

Анализ иллюстрации  с линейной перспективой

«Трасса»

Практическое моделирование объектами  на фланелеграфе  с использованием линейной перспективы:  «Дорога»

Анализ  картин  с выделением переднего, среднего, заднего  планов  «Заяц и лиса», «На реке»

+

Экскурсия на бульвар с рассматриванием близких и далеких предметов

Проведение занятия «Моя улица»

+

Практическое моделирование  картины с определением местоположения  планов  на фланелеграфе и  оречевлением  пространственного  расположения объектов: «Дети зимой»

Подвижная игра в музыкальном зале «Сбей кеглю», «Попади мячом в цель» «Попади по шляпке гвоздя»

Игры  « Где гараж », «Что ближе, что дальше»

+

Ознакомление с макетами и практическое моделирование объектами:  «В лесу», «На ферме», «Птичий двор», «Квартира», «Театр в коробке» «Дома»

Изготовление макета для тематической  игры-занятия  «Городской сквер ».

Упражнение по развитию фузии  «Соедини  в одну картинку»

Ознакомление со стереокартинками

+

Участники проекта дети старшей группы, учитель-дефектолог

Чему научились дети в результате реализации проекта.

У детей в результате проделанной работы появились  навыки  анализа глубины  пространства, ориентировки в трехмерном пространстве, зрительно-моторной координации, сформировались измерительные навыки.  Дети научились  практически использовать  полученные  знания  в деятельности с новыми объектами, в  свободном пространстве,  изготавливать макеты, моделировать пространственные отношения.  У детей повысились фузионные резервы,   они научились настаивать зрительный аппарат на слияние изображений. По результатам лечения косоглазия и формирования стереоскопического зрения, предоставленных на МПК  на конец года  из 11 выпускников – 5 полностью выздоровевшие, 6- с улучшением. Таким образом  при комплексное  воздействие ортоптических  методов и данной   коррекционно-педагогической подготовки явилось достаточно эффективным средством для развития глубинного зрения, закрепления результатов лечения косоглазия, подготовки детей к новой школьной деятельности.

 Список используемой литературы:

1.     Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Л.С. Выготский.-М.1960

2.     Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в  детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. Л.Григорян. –М.1978.

3.     Жохов В.П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М.1994

4.     Никулина Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб2001

5.     Солнцева Л.И.Психология детей с нарушением зрения. М.Классик стиль. 2006

6.     Заксенвегер Р. Ф.Аномалии стереоскопического зрения при косоглазии и их лечение. Статья. Ксерокопия