Игры и упражнения для детей с амблиопией и косоглазием

Наталья Коломина
Игра-занятие в группе компенсирующей направленности для детей с амблиопией и косоглазием (старший дошкольный возраст)

Методическое объединение воспитателей коррекционных групп на тему: «Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с ограниченными возможностями»

Игра — занятие в группе компенсирующей направленности

для детей с амблиопией и косоглазием

(старший дошкольный возраст)

«ПОДАРИМ ДРУЗЬЯМ РАДОСТЬ»

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детского сада № 430» г. Нижнего Новгорода

Коломиной Н. И.

Цель:

1. Продолжать учить детей обмениваться информацией о себе, осознавать и описывать личностные особенности, собственные ощущения.

2. Продолжать формировать представления о том, что сделать приятное другому человеку, общаться, оказывать помощь доставляет человеку радость.

3. Способствовать сплочению детского коллектива, развивать у детей способность взаимодействовать друг с другом в ходе решения проблемной ситуации.

4. Воспитывать у детей уверенность в собственных силах, стремление оказывать помощь.

Материал к занятию: воздушный шар в форме сердечка, магнитофонная запись голоса Волшебника, «Волшебный рюкзак», клубочек, «семена зла», объемные «цветы добра», емкость с водой — «Озеро добрых пожеланий», разноцветные массажные мячики, свеча.

Ход занятия

— Ребята, скоро вы все пойдете в школу и встретите там много незнакомых детей и взрослых. И вам нужно уметь рассказать о себе, совсем немного, но это так важно, т. к. лишь познакомившись, можно завести новых друзей и знакомых. А в этом нам поможет игра «Доброе сердечко». Я предлагаю передавать это сердечко друг другу с добрыми приветствиями и небольшим рассказом о себе – сказать как вас зовут, где вы живете, чем любите заниматься. Давайте я начну эту игру.

Здравствуйте. Меня зовут Ольга Борисовна. Я живу в нижнем Новгороде. Работаю в детском саду № 430 «Рябинушка» воспитателем. Я очень люблю играть и заниматься с детьми. (Сердечко передается по кругу, дети коротко представляют себя. После игры воспитатель обращает внимание детей на необычные звуки – звучит звуковой сигнал и голос волшебника в магнитофонной записи).

— Ребята, нам пришло звуковое письмо. Его прислали жители сказочной страны. Давайте послушаем, что же там произошло.

(Голос в записи: «В моей стране жили веселые дружелюбные человечки. Они любили петь, танцевать, шутить. Повсюду слышался их звонкий смех и веселая музыка. Но злому колдуну не понравилось это, и он перессорил жителей сказочной страны. Он посеял семена зла и лишил их радости. Теперь они больше не веселятся, не шутят, а в одиночестве сидят в своих домиках»).

— Ребята, что же делать. Хотите помочь жителям сказочной страны? Что мы можем сделать? (Отправиться туда, собрать и уничтожить семена злости, освободить их от злых чар. Помирить и подружить сказочных человечков).

— Раз вы согласны помочь сказочным человечкам, давайте прямо сейчас отправимся в путешествие в волшебную страну. Но по пути нам может встретиться много трудностей. Я думаю, что мы найдем в себе силы, чтобы не бояться, когда будет трудно преодолевать препятствия.

— Что же нам в этом поможет? Какие качества и черты характера нам нужны? (Дети называют: смелость, отвага, храбрость, решительность, умение помочь другу, смекалка, ловкость, находчивость, хорошее настроение, взаимовыручка и др.)

— Замечательно! Вот как много качеств нам понадобится в путешествии. Давайте все это сложим в «Волшебный рюкзак». (Дети, имитируют движения, называют и складывают в рюкзак те качества, которые им понадобятся в путешествии).

— Все готовы отправиться в путь? Чтобы мы в пути не потерялись и не отстали друг от друга, я предлагаю вам «Волшебный клубочек». Он то и поможет нам объединиться. (Дети берутся за нитку, передавая клубочек друг другу).

— Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом мире. (Звучит музыка. Дети идут за воспитателем, преодолевая воображаемые препятствия, огибают озеро, перепрыгивают через ручеек, перешагивают с камня на камень и др.)

— Вот и попали мы с вами на сказочную полянку. На этой поляне злой колдун рассеял семена зла. Как вы думаете, что из них вырастет, если мы их не соберем?

(Могут вырасти деревья зависти, злости, обиды, ненависти).

— Да, эти деревья превратятся в непроходимые джунгли и навсегда останутся в нашем мире. Я предлагаю вам собрать эти семена. Но собирать их надо только, взявшись за руки, парами.

(Упражнение в парах «Собери семена».)

— Эти семена мы закроем ключом в специальном сундучке. Я уверена, что без света, тепла и воды они погибнут.

(Пока дети собирают семена зла, разложить объемные цветы).

— Ребята, посмотрите, какая красота. Это на месте зла и ненависти выросли цветы добра, радости, счастья. Как вы думаете, можно на них наступать? (Нет)

— Нужно идти осторожно, не наступая на них, чтобы добра и красоты на земле было как можно больше.

(Упражнение «Не сломай цветок»— дети проходят между цветами, стараясь их не задеть, рассаживаются в круг на ковре вокруг небольшого подиума. Звучит запись: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы освободили наш город от злого волшебника, не дали прорасти семенам зла. Теперь мы опять радуемся жизни, мы дружны и счастливы. В нашей стране будет мир и покой, веселье и радость».)

— Замечательно, ребята, что мы справились с таким испытанием. Прежде чем покинуть эту страну, я предлагаю подарить ее жителям «Ковер дружбы», где можно договариваться, разрешать конфликты, мирится, и, конечно, заводить новых друзей.

(Воспитатель зажигает свечу, ставит ее в центр, на подиум).

— Давайте мы отдохнем, немного расслабимся, закроем глаза, протянем свои ладони к свече и примем от нее часть волшебного тепла. А теперь возьмем друг друга за руки. Ведь это огромная радость – быть рядом с друзьями. Правда?

— Посмотрите, от нашего тепла зажглось много красивых ярких звездочек. И я предлагаю подарить их жителям сказочной страны вместе со своими пожеланиями. Давайте оставим здесь необычное озеро –«Озеро добрых пожеланий». Вы опустите в него свои звездочки и произнесите пожелания, которые непременно сбудутся.

(Дети опускают в озеро звездочки – мячики и говорят пожелания – пусть будет мир, пусть у всех будет радость, пусть будет дружба, пусть все будут здоровы и счастливы и др.)

— Замечательно! Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Предлагаю закрыть глазки – раз, два, три и мы – не в сказке. Всякому путешествию приходит конец. У нашего путешествия он счастливый, потому что мы были все вместе.

-175260-167640Игры и упражнения для развития зрительныхвозможностей детей с косоглазием и амблиопией

00Игры и упражнения для развития зрительныхвозможностей детей с косоглазием и амблиопией

Одна из важнейших задач взаимодействия взрослого с ребёнком, имеющим нарушение зрения, — это  развитие зрительного восприятия, и, как следствие, повышение познавательного уровня детей.

Зрительное восприятие — формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Зрительное восприятие — важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребёнка, имеющий не только огромное информационное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и многое другое. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм сознания в дошкольном возрасте.

В естественных жизненных условиях окружающая среда стимулирует зрительную систему ребёнка с нормальным зрением. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствие чего ребенок не может приобрести такой же опыт, как нормально видящий.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаём о форме, цвете, величине предметов, их пространственном расположении и степени их удалённости.  Такую богатую информацию  мы получаем с помощью различных зрительных функций. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение хотя бы одной из перечисленных функций влечёт  снижение точности, полноты,  скорости  восприятия,  что затрудняет и замедляет, узнавание предметов и изображений.

Важнейшая задача — обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи.

Так, взрослому, имеющему ребёнка с нарушением зрения, нужно учить  его быть внимательным при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений. На начальном этапе родители должны научить ребёнка фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением: выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей задачи усложняются. В дальнейшем взрослый должен помочь в умении последовательно рассматривать окружающие объекты и их изображения для формирования целостного восприятия окружающего мира. Необходимо помнить, что занятия взрослого с ребёнком дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязано с лечебно-восстановительным процессом.

Выбор и игр и упражнений зависит от этапов лечебно – восстановительной работы

В период плеоптического лечения используем следующие игры и упражнения. 

Игры и упражнения, способствующие активизации амблиопичного глаза (повышение остроты зрения). 

Мелкая мозаика

Мелкий конструктор

Лото

Разрезные картинки

Обводка по контуру через кальку

Игры и упражнения направленные на развитие умений:

выделять цвет, форму, величину натуральных предметов и изображенных предметов на картинке;

находить и соотносить  сходства и различия предметов;

находить заданный предмет в окружающей обстановке, на картинке.

В период ортоптического лечения  (восстановление функции глаза 

умение видеть двумя глазами) с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. 

Игры и упражнения:

Лабиринты

Разрезные картинки

«Чего не хватает?»

«Найди ошибки»

«Узнай целое по части».

Обводка через кальку.

Игры и упражнения направленные на развитие умений:

накладывать изображение одного и того же предмета друг на друга;

подбирать цветное изображение к контурному и силуэтному;

узнавать зашумленные изображения; 

рассматривать сюжетные картины.

На этапе стереоскопического лечения (восстановление бинокулярного зрения) проводятся с детьми следующие игры и упражнения. 

Игры и упражнения:

«Расставь игрушки по величине»

«Прокати мяч в ворота»

КольцебросИгры и упражнения направленные на развитие умений:

зрительно соизмерять величины предметов,

определять расстояние между предметами;

определять удалённость предметов относительно друг друга; 

рассматривать детально картины.

Эти несложные игры и упражнения  будут  способствовать восстановлению зрительных функций, и помогут повысить уровень развития зрительного восприятия ребёнка с нарушением зрения.

О. В. Олина, учитель-дефектолог высшей категории Ю. А. Соловьева, учитель-дефектолог 1-й категории

Э. А. Зиятдинова, учитель-дефектолог 1-й категории, МДОУ д/с №255, г. Ижевск

Игры для детей младшего возраста с амблиопией и косоглазием

В своей работе тифлопедагога мы столкнулись с необходимостью дополнять, совершенствовать, видоизменять, то есть адаптировать многие игры к особенностям развития ребенка с нарушением зрения.

Причина этого в нарушении зрительных функций: низкая острота зрения (как на обоих глазах, так и на одном), нарушение глазодвигательных функций; ребенок не чувствует глубину, расстояние между предметами; плохо различает цвет и контрастность, затрудняется с различением основных цветов — красный, зеленый и синий.

Подбирая игры, мы исходили из того, что они должны:

1. Способствовать развитию остроты зрения ребенка, поля зрения, цветоощущения, светоощущения, способности видеть двумя глазами одновременно, воспринимать предмет как единое целое (бинокулярное зрение).

2. Решать развивающие задачи:

— совершенствовать сенсорный опыт детей с нарушением зрения, развивать умение различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметов;

— способствовать обучению ребенка максимально полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

— способствовать формированию мышления: учить детей классификации, группировке.

3. Решать коррекционные задачи:

— способствовать накоплению сенсорного опыта детей с нарушением зрения, который закладывает основу для формирования представлений и понятий;

— активизировать несколько анализаторов ребенка (полисенсорный характер);

— совершенствовать развитие зрительного восприятия, зрительной ориентировки в микро- и макропространствах;

— развивать зрительную память и внимание.

Создание игровой ситуации является важным условием организации коррекционного процесса, так как ребенок легко усваивает то, что ему интересно.

Наш детский сад посещают дети уже с двух лет, поэтому возникла необходимость составления комплекта дидактических игр и пособий, которые адекватны возможностям детей

младшего возраста и были бы сравнительно легки в подборе и изготовлении.

Прищепки помогают развивать мелкую моторику, ребенок учится работать одновременно двумя руками под контролем зрения, соотнося их действия, рассчитывать силу, регулировать мышечный тонус.

В играх с прищепками дети осваивают пространственные отношения (например: лапки у цыпленка внизу, ушки у зайчика вверху),

учатся соотносить и чередовать цвета, развивают фантазию (ребенок кормит, укладывает спать, выгуливает сделанные игрушки).

Бусы. Даже простое нанизывание бусин очень увлекательное и полезное занятие. В играх с бусинами развивается точность движения рук под зрительным контролем, ребенок знакомится с понятием «величина» (большой, средний, маленький), учится располагать их в определенной последовательности.

Пирамидка —

одна из первых игрушек. Сначала малыша учат просто нанизывать колечки на ось в произвольном порядке, развивая зрительный контроль за своими действиями. Потом ребенок учится собирать пирамидку:

— учитывая величину колец от большего к меньшему (от трех до пяти колец);

— выбирая кольца определенного цвета;

— подбирая заданную форму;

— выполняя чередование цвета, формы или величины.

Вкладыши. Соотнося движения руки и глаза, ребенок учится точно попадать в отверстие с помощью осязательного контроля путем проб и ошибок. Эти игры развивают глазомер ребенка и зрительное восприятие формы и величины.

Кубики Никитина. Подбирая нужную грань кубика, ребенок учится соотносить цвета, используя прием накладывания; развивается зрительная сенсомоторная координация.

Геоконт развивает пальцевую и кистевую моторику рук. Под контролем зрения ребенок учится работать двумя руками одновременно, осваивает названия и структуру простых геометрических фигур. Игры с геоконтом способствуют развитию навыка ориентировки в микропространстве, бинокулярного зрения.

Крышки. В играх с крышками дети учатся соотносить цвета, осваивают понятия «вверху — внизу». Трудности овладения навыком закручивания крышек воспитывают упорство и терпение, ручную умелость. В процессе такой деятельности формируется единая система «глаз — рука».

Деревянный конструктор. В играх с конструктором дети учатся называть, различать и использовать детали строительного материала (кирпич, куб, трехгранная призма, цилиндр, пластина). Развивается фиксация взора и бинокулярное зрение через копирование пространственного положения фигур по образцу, формируется взаимосвязь между глазомером и двигательной памятью. В этом возрасте дети

учатся изменять постройку по просьбе взрослого: «Построй ворота как у меня, но выше, чтобы могла проехать большая машина». Детей побуждают рассказывать, как они будут строить, помогая вопросами и советами.

Палочки Кюизинера. Основной задачей для детей младшего возраста является выбор, локализация, соотнесение палочек по цвету. Ребенок осваивает и обогащает свою речь понятиями: такая же, длинная, короткая, длиннее, короче, одинаковая. Малыш учится выделять части при помощи вопросов взрослого («Что у кошки красного цвета?»).

Блоки Дьенеша привлекают детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети учатся выделять эти признаки самостоятельно, подбирая фигуру к образцу, а потом выделять и группировать по сигналу взрослого и самостоятельно (Игра «Давай познакомимся», где фигуры описывают и называют свое имя: цвет, форму, размер).

Прокати шарик. Эта игра знакомит ребенка со свойствами шара и способствует развитию прослеживающей функции глаза,

развивает зрительное внимание при наблюдении за движущимся предметом. Зрительно-моторная координация развивается при попытке ребенка схватить движущийся шарик.

В играх с матрешкой у ребенка развивается необходимое взаимодействие глаз и руки. Собирая и разбирая матрешку, дети получают и усваивают первые знания о форме, величине, целом и части, цвете, количестве. В младшем возрасте дети учатся соотносить по величине три матрешки, обозначая пространственное положение каждой словами, выстраивают до пяти матрешек по росту.

Найди тень. Умение узнавать предмет в силуэтном изображении развивает целостность восприятия. Помимо других изображений предметов детей подготавливают к определению остроты зрения, знакомя с картинками из таблицы Е.М. Орловой.

В играх на выкладывание дети упражняются в составлении предмета из отдельных геометрических фигур, учатся зрительно выделять форму и подбирать соответствующую геометрическую фигуру с помощью проб и примеривания. Эти игры развивают также произвольность внимания, микрокоординацию движений пальцев рук, способность воспринимать разрозненные части как единое целое.

Предложенные игры готовят детей к работе на аппаратах лечебного кабинета (синопто-фор, бивизиотренер, амблиотренер) в период ортоптического лечения.

Так же с помощью игр можно проводить диагностику познавательного развития детей, включая диагностику развития сенсорных и интеллектуальных способностей. ■