Как развивать зрительное восприятие у детей с косоглазием?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад «Дружба»

с осуществлением физического и психического развития,

коррекции и оздоровления всех воспитанников»

«Дидактические игры как средство развития восприятия пространства у детей с амблиопией и косоглазием»

Методические разработки

Исполнитель

старший воспитатель,

Высшая квалификационная категория

г. Качканар

Особенности развития восприятия пространства у детей

с косоглазием и амблиопией в старшем дошкольном возрасте

Нарушения зрения в дошкольном возрасте разнообразны по своим клиническим формам, степени выраженности дефекта, структуре нарушенных функций. Наибольшее количество исследований в этой области посвящены изучению особенностей слепых и слабовидящих. Дети данных категорий характеризуются своеобразием развития и протекания психических и физических процессов, которое определяется характером дефекта и возникающими на его фоне вторичными отклонениями, а также позитивными возможностями компенсаторного развития (, , , , , и др.).

Своеобразие проявления вторичных отклонений в развитии обусловлено временем наступления зрительного дефекта, а также временем его выявления и своевременной медицинской и психолого-педагогической коррекции, позволяющих предупредить возникновение и развитие внутрисистемных и межсистемных нарушений и отклонений.

Внутрисистемные нарушения зрения выражаются в снижении остроты зрения, ограничении деятельности глазодвигательных функций, в нарушении цветоразличения, бинокулярности, фиксации, локализации, стереоскопического видения и др. Всё это приводит к сложности зрительной ориентации, замедляет ход развития других системных структур, таких как зрительное восприятие, ориентировка и движение в пространстве, развитие мышления, речи, памяти, воображения. (,1994, ,1978; , 1999)

Так, процесс зрительного восприятия при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза; снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, цветоразличения, бинокулярности, стереоскопии приводят к тому, что страдает его точность, скорость и полнота. Всё это осложняет формирование чувственно-практического опыта детей, они не могут в полном объёме получать адекватную информацию об окружающем мире, а имеющиеся у них знания о нём часто бессистемны, вербализированы. Это является предпосылкой возникновения вторичных отклонений в развитии ребёнка.

·  Вследствие зрительного дефекта у детей нарушается зрительное восприятие, что влечёт за собой задержку самостоятельного передвижения, нарушение координации движений; у них обнаруживаются трудности ориентировки в пространстве, несовершенство зрительно — моторных координаций, слабая дифференцированностью моторики. У таких детей чаще, чем у нормально видящих, может наблюдаться отсутствие самоконтроля, саморегуляции, что не может не сказаться на координации, согласованности движения рук и глаз. Монокулярный характер зрения определяет недоразвитие микрокоординации движений. Поэтому выполнение заданий с использованием различных предметных действий у этой категории детей менее успешно.

·  Нарушения зрения снижают мотивационную сторону познавательной деятельности, обусловливают отсутствие интереса к ежедневной работе по лечению и коррекции зрения. Это объясняется вялостью, инертностью, малой подвижностью из-за трудностей пространственной ориентировки, нарушения моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире. У детей страдает ориентировка на рабочем месте.

·  Особые трудности представляет овладение такими способами умственных действий как:

— восприятие;

— запоминание;

— следование инструкциям взрослого.

Дети часто не реагируют на вопрос. Отвечают в том случае, если к ним обращаются. Несмотря на сохранный слух, дети не слышат и не понимают предложенную задачу.

·  Формализм речи, нечёткость, неадекватность представлений, стоящих за словом, свойственный детям с нарушениями зрения, проявляется в очевидном количественном преобладании словарного запаса по отношению к предметным образам. Дети неправильно понимают и используют слова (.1978; , 1985, ,1980 и др.).

·  Меньшее количество предметов привлекает внимание ребенка и вызывает эмоциональные реакции, а, следовательно, меньше предметов становятся объектом его познания. Это отражается на формировании сенсорных эталонов, объёме и качестве представлений, формировании предметной и ориентировочно – исследовательской деятельности.

·  У детей со зрительной патологией отстаёт в развитии не только зрительное, но и другие виды восприятия Адекватное отражение пространственных отношений и признаков слепыми и слабовидящими обусловлено общностью механизма их восприятия для всех сохранных анализаторных систем, при этом именно от состояния зрения в значительной степени зависит, насколько успешным будет это отражение. Как отмечают исследователи (, 1985; , 1980; ,1985 и др.), зрительная функция играет ведущую роль в восприятии пространства и ориентировке в нём даже у лиц с глубоким нарушением зрения. Без специального обучения восприятие в развёрнутом виде не формируется, а следовательно, ребёнок не получает той информации, которая необходима для формирования полноценных представлений.

·  (1998) отмечает, что затруднения в ориентировке в пространстве у детей с нарушениями зрения различной степени тяжести связаны со сложностью анализа и синтеза получаемой информацией, с недостающим объёмом имеющихся у них предметных и пространственных представлений, а также обусловлены непрочной связью между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесным обозначением.

·  Координация движений, равновесие и ориентировка в пространстве у детей имеют некоторые особенности, которые наряду со зрительным нарушением отрицательно влияют на развитие основных движений. Особенно значительный дискомфорт при передвижении дети испытывают в период плеоптического лечения, когда из акта зрения выключен лучше видящий глаз.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что зрительная патология, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым обусловливает разнообразие вторичных отклонений в психическом и физическом развитии детей.

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущение, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и перехода на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Особенности развития восприятия пространства у детей

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, развивающихся в дальнейшем в процессе учебной деятельности. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие — отражение объекта в совокупности всех его свойств и качеств, при непосредственном воздействии его на органы чувств; своеобразное действие, которое направлено на обследование предмета. Существует множество видов восприятия: формы, цвета, величины (параметра высоты (высокий, низкий), параметра длины, параметра ширины (узкий, широкий), параметра толщины (толстый, тонкий), пространства, времени, движений и позы, целостного предмета, музыки и др.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Другим свойством восприятия является целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психологической жизни называется апперцепцией.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.

Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство – активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением, речью.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) носит предметный характер, т. е. все свойства предмета, например: цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложение, прикладывание предметов друг к другу, измерение и другие. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Исключительная значимость для детского развития своевременного формирования пространственных функций, их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятельности и с развитием специфических школьных навыков и умений неоднократно были предметом обсуждения в научно – теоретических и прикладных исследованиях (, , и другие).

Элементарные функции ориентировки в пространстве возникают уже в первые месяцы жизни ребенка. В их основе лежит тесная взаимосвязь двигательных, зрительных, кинестетических и осязательных ощущений; главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами в это время для ребенка является активное осязание руками вместе со зрением. Но пространство, как только «видимая масса и вычленяющиеся из нее предметы» существует для ребенка непродолжительное время. С трех — четырех месяцев «звук и слух создают новую, очень существенную для развития установку на невидимое пространство», в связи с чем оно становится не только видимым, но и распознаваемым на слух.

Для обеспечения адекватной ориентировки в столь сложном и ассиметричном мире, утверждает (1975), помимо содружественной деятельности различных анализаторов, нужны и добавочные механизмы, к которым, в первую очередь относится выделение ведущей руки. Опираясь на нее, дети осуществляют сложный анализ пространства и овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т. д.). До тех пор пока ведущая рука не будет определена (а это происходит обычно в возрасте трех лет и позже), дети путаются в симметричных сторонах пространства и окончательное, правильное усвоение пространственных понятий не представляется возможным.

Степень адекватности отражения пространственных отношений, как и всякое обобщенное знание, зависит от опыта различения и выделения пространственных признаков и оперирования ими в различных ситуациях, а также от точности использования взрослыми каждого обозначающего их слова. Слово помогает ребенку выделить эти признаки и сделать их предметом практического освоения анализа. «Чем точнее использованные слова определяют направления или местоположение предмета, тем легче ребенок ориентируется, тем точнее включает эти пространственные признаки в отражаемую картину мира, тем более осмысленной, логичной и цельной она становится для ребенка» ( 2000 г).

Благодаря речи восприятие пространства поднимается на новый, более высокий уровень и происходит образование пространственных представлений.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают три категории элементарных знаний о пространстве: отражение удаленности предмета и его местоположение; ориентировку в направлениях пространства; отражение пространственных отношений между предметами.

С поступлением в школу объём пространственных представлений значительно расширяется. Заметно повышаются требования к уровню их дифференцировки, возрастает степень отвлечённости и обобщения пространственных признаков.

Логика развёртывания коррекционно — развивающей работы по устранению трудностей пространственной ориентации у дошкольников должна быть следующей: первый этап – уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов; второй этап – уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе; третий этап – уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаиморасположении.

Обязательным условием эффективности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый коррекционно – развивающий эффект в работе может быть достигнут также за счет привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная и содружественная работа которых обеспечивает формирование восприятия пространственных признаков.

Восприятие пространства и ориентировки у детей

с косоглазием и амблиопией

Нарушения бинокулярного зрения (косоглазие и / или амблиопии) являются одним из самых распространённых видов глазной патологии в дошкольном возрасте, которыми по данным различных авторов, страдают от 2 до 4 % детей.

Исследования (1985) показали, что нарушения бинокулярного зрения приводят к пространственной слепоте, нарушениям восприятия перспективы и глубины пространства, при этом образы восприятия искажаются и неадекватны действительности.

Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. Для детей характерны нарушения форменного стереоскопического, глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. Дети относительно легко воспринимают формы плоских двумерных предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объёмных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства, что осложняет создание целостного зрительного образа. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдается нарушение согласованного движения глаз, выражающееся в различных направлениях и амплитуде саккад, прерывистости прослеживающих движений и частых возвратных скачков с целью уточнения ранее воспринятых образов, что обусловливает трудности фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценки линейных и угловых величин, восприятия быстро изменяющихся процессов и явлений. Количество полученной ребёнком информации снижается, изменяется её качество. В области чувственного познания сокращение зрительных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения.

Ограниченность внешних впечатлений отрицательно влияет на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объёма и устойчивости внимания.

Неточно отражающиеся зрительные стимулы ослабляют интерес к окружающему миру, снижается общая активность и, как результат, избирательность восприятия.

Ограниченность информации, получаемой ребёнком, обусловливает схематизм зрительного образа, его обеднённость. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведёт к фрагментарности и неточности отражения окружающего мира. Нарушение целостности определяет трудности формирования структуры образа, иерархии признаков объекта.

К числу общих проблем проблем относятся низкий уровень развития двигательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук, несформированность мотивационной потребностной и эмоционально – волевой сферы, снижение произвольности психических процессов, ослабление произвольного регулирования деятельности и поведения, слабости словесного опосредования, задержка формирования понятий.

Использование дидактических игр для развития восприятия пространства у дошкольников с косоглазием и амблиопией

Сущность дидактических игр как средства обучения

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1.игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения. можно согласиться с , который писал, что и «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идёт медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

4.недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками, учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

У грудных детей глазки часто довольно мило косят. И ничего страшного в этом нет – на первый взгляд. Мало того – это умиляет родителей. Однако проходит несколько месяцев, ребенок растет, а глазки продолжают косить, что не может не насторожить взрослых. С подозрениями на косоглазие родители обращаются к офтальмологам чаще всего. Это самый популярный повод для внепланового визита к детскому окулисту. О причинах возникновения и лечении косоглазия у детей вы узнаете, ознакомившись с данной статьей.

как развивать зрительное восприятие у детей с косоглазием Что это такое?

Недуг, который в народе именуется косоглазием, в медицине имеет достаточно сложные названия — страбизм или гетеротропия. Это патология органов зрения, при которой зрительные оси не могут быть направлены в сторону рассматриваемого предмета. Глазки с расположенными по-разному роговицами невозможно сфокусировать в одной и той же пространственной точке.

Довольно часто косоглазие находят у новорожденных и детей в первые полгода жизни. Однако в большинстве случаев такой страбизм носит физиологический характер и проходит через несколько месяцев самостоятельно. Нередко заболевание впервые обнаруживают в возрасте 2,5-3 лет, поскольку в это время у детей активно формируется работа зрительных анализаторов.

как развивать зрительное восприятие у детей с косоглазием

В норме зрительные оси должны быть параллельными. Оба глаза должны смотреть в одну точку. При косоглазии формируется неправильная картинка, и мозг ребенка постепенно «привыкает» воспринимать изображение только с одного глаза, ось которого не искривлена. Если не оказать ребенку своевременную медицинскую помощь, второй глаз начнет терять остроту зрения.

как развивать зрительное восприятие у детей с косоглазием

Нередко косоглазие сопровождает глазные болезни. Чаще оно возникает в качестве сопутствующего диагноза при дальнозоркости или астигматизме. Реже — при близорукости.

Страбизм является не только внешним недостатком, косметическим дефектом, недуг влияет на работу всех составляющих органов зрения и зрительного центра.

Причины возникновения

У новорожденных (особенно недоношенных) детей косоглазие обусловлено слабостью глазных мышц, зрительного нерва. Иногда такой дефект бывает почти незаметным, а иногда бросается в глаза сразу. По мере активного роста всех отделов зрительных анализаторов физиологическое косоглазие исчезает. Обычно это происходит ближе к полугоду или немного позже.

Это вовсе не означает, что родителям шестимесячного малыша, который косит глазками, нужно бить тревогу и бежать по врачам. Посетить доктора, разумеется, стоит, но лишь для того, чтобы убедиться в том, что других патологий зрения у ребенка нет. Если малыш хорошо видит, то косоглазие продолжает считаться физиологическим вплоть до достижения им года.

как развивать зрительное восприятие у детей с косоглазием

Страбизм, который сохраняется в той или иной степени после года, нормой не считается, и его относят к патологическим нарушениям. Причин возникновения патологического косоглазия может быть много:

  • Генетическая предрасположенность. Если у близких родственников ребенка или его родителей имеется косоглазие или имелось в детстве.
  • Другие заболевания органов зрения. В этом случае страбизм выступает в качестве дополнительного осложнения.
  • Неврологические заболевания. В этом случае можно говорить о дисфункции в деятельности головного мозга в целом и подкорки в частности.
  • Травмы черепа, в том числе родовые. Обычно такой страбизм возникает в результате приобретенных проблем со стороны центральной нервной системы.
  • Врожденные факторы. К ним относятся внутриутробные пороки развития органов зрения, которые могли сформироваться в результате инфекционных болезней мамы или генетических «ошибок», а также как последствия гипоксии плода.
  • Негативное внешнее воздействие. К этим причинам относятся сильный стресс, испуг, психологическая травма, а также отравления ядовитыми веществами, химикатами или тяжело перенесенные острые инфекционные болезни (корь, дифтерия и другие).

Универсальных причин, которые позволяют объяснить возникновения патологии у конкретного ребенка, нет. Обычно это комплекс, совокупность различных факторов – как наследственных, так и индивидуальных.

Именно поэтому возникновение косоглазия у каждого конкретного ребенка рассматривается врачом в индивидуальном порядке. Лечение этого недуга тоже является сугубо индивидуальным

Симптомы и признаки

Признаки косоглазия могут быть заметны невооруженным глазом, а могут быть скрытыми. Косить может один глаз или оба. Глазки могут сходиться к носу или быть «плавающими». У детей с широкой переносицей родители могут заподозрить косоглазие, однако на самом деле патологии может не быть, просто анатомические особенности строения лица ребенка будут создавать такую иллюзию. По мере роста (в течение первого года жизни) такое явление исчезает.

Симптомы страбизма обычно выглядят так:

  1. при ярком свете ребенок начинает «косить» сильнее;
  2. у малыша не получается сосредоточить взгляд на предмете так, чтобы зрачки двигались синхронно и находились в одном положении по отношению к уголкам глаз;
  3. чтобы рассмотреть предмет косящим глазом, ребенку приходится поворачивать голову под необычным углом;
  4. во время ползания и хождения малыш натыкается на предметы – особенно в том случае, если они расположены со стороны косящего глаза.

У детей старше года могут быть жалобы на головную боль, частую усталость. Зрение при страбизме не позволяет видеть картинку четкой, она может быть размытой или двоиться.

У детей с косоглазием часто возникает повышенная чувствительность к свету.

Виды

Косоглазие может быть врожденным и приобретенным. О врожденной патологии врачи говорят тогда, когда явные признаки недуга видны сразу после рождения крохи (или проявляются в течение первых шести месяцев).

Обычно патология развивается горизонтально. Если мысленно провести прямую линию между зрачками через переносицу, то становится понятным механизм возникновения такого нарушения зрительной функции. Если глазки ребенка как бы стремятся друг к другу по этой прямой линии, это говорит о сходящемся косоглазии. Если они стремятся в разные стороны по прямой, то это расходящееся косоглазие.

Реже патология развивается по вертикали. В этом случае один или оба органа зрения могут отклоняться вверх или вниз. Такой вертикальный «уход» вверх называется гипертропией, а вниз — гипотропией.

Монокулярное

Если от нормальной зрительной оси отклоняется только один глаз, то говорят о монокулярном нарушении. При нем зрение косящего глаза в большинстве случаев снижено, а иногда глаз вообще перестает участвовать в процессе смотрения и распознавания зрительных образов. Мозг «считывает» информацию только с одного здорового глаза, а второй «выключает» за ненадобностью.

Такую патологию достаточно сложно лечить, и функции пострадавшему глазу удается вернуть не всегда. Однако почти всегда удается вернуть сам глаз в нормальное положение, тем самым устранив косметический дефект.

Альтернирующее

Альтернирующее косоглазие — это диагноз, который ставят в том случае, если косят оба глаза, но не одновременно, а по очереди. То правый, то левый орган зрения может менять ось как горизонтально, так и вертикально, но угол и величина отклонения от прямой всегда примерно одинаковы. Такое состояние легче поддается терапии, поскольку в процессе восприятия образов окружающего мира все же принимают участие оба глаза, хоть и попеременно, а это означает, что их функции не утрачены.

Паралитическое

В зависимости от причин, запустивших процесс образования страбизма, выделяют два основных вида косоглазия: паралитическое и содружественное. При паралитическом, как это понятно из названия, происходит паралич одной или нескольких мышц, отвечающих за подвижность глаз. Неподвижность может стать следствием нарушений работы мозга, нервной деятельности.

Содружественное

Содружественное косоглазие — наиболее простая и распространенная форма патологии, которая обычно свойственна именно детскому возрасту. Глазные яблоки при нем сохраняют полный или практически полный объем движений, признаков параличей и парезов нет, оба глаза видят и активно задействованы, изображение у ребенка не размытое и не двоится. Косящий глаз может видеть несколько хуже.

Содружественное косоглазие может быть аккомодационным и неаккомодационным, а также частичным. Аккомодационная патология обычно появляется в раннем детстве — до года или в 2-3 года. Обычно она связана с высокой или значительной близорукостью, дальнозоркостью, а также с астигматизмом. Лечится такое «детское» глазное нарушение обычно довольно просто — ношением очков, назначенных врачом, и сеансами аппаратной терапии.

Частичное или неаккомодационное нарушение зрения тоже появляется в раннем возрасте. Однако близорукость, дальнозоркость не будут основными и единственными причинами развития косоглазия таких типов. Для лечения часто выбирают хирургические методы.

Косоглазие у детей бывает постоянным и непостоянным. Непостоянное расходящееся достаточно часто находят, например, у грудничков, и оно не вызывает больших опасений у специалистов. Постоянное расходящееся почти всегда является причиной врожденных аномалий развития зрительных анализаторов и требует серьезного лечения.

Скрытое

Скрытое косоглазие распознать довольно трудно. При нем ребенок видит нормально, двумя глазами, которые расположены совершенно правильно и никуда не отклоняются. Но стоит один глаз «выключить» из восприятия зрительных образов (например, закрыть рукой), как он сразу же начинает «уплывать» по горизонтали (вправо или влево от переносицы) или вертикали (вверх-вниз). Для определения такой патологии требуются специальные офтальмологические методики и приспособления.

Мнимое

Мнимое косоглазие возникает из-за вполне нормальных особенностей развития глаза у того или иного ребенка. Если оптическая ось и зрительная линия не совпадают, и это несовпадение измеряется довольно большим углом, то может возникнуть незначительное ложное косоглазие. При нем зрение не нарушается, видят оба глаза, изображение не искажается.

В коррекции и лечении мнимый страбизм не нуждается вообще. К ложному косоглазию можно отнести случаи, когда ребенок начинает немного косить из-за некоторых особенностей строения не только глаз, но и лица – например, из-за размера орбит, разреза глаз или широкой переносицы.

Лечение

Исправить такой дефект зрения можно почти все во всех случаях, главное – чтобы родители обратились к офтальмологу своевременно, не затягивая с визитом к врачу. Если после полугода-года косоглазие у грудничка не прошло, нужно начинать лечение.

Бояться терапии не нужно, в большинстве случаев удается обойтись без операции. Хирургическое вмешательство назначается только тогда, когда все остальные методы оказываются безрезультатными.

Современная медицина предлагает немало способов для коррекции косоглазия. Это и аппаратное лечение, и физиотерапия, и специальная гимнастика для укрепления глазовращательных мышц и зрительного нерва.

График лечения назначается строго индивидуально – с учетом всех обстоятельств и причин, которые привели к развитию страбизма. Однако каждый терапевтический план включает в себя ключевые моменты и этапы, которые нужно будет пройти, чтобы исправление дефекта органов зрения прошло наиболее успешно:

  • Первый этап. Включает лечение амблиопии. Цель на этой стадии — улучшить зрение, увеличить его остроту, довести значения остроты до нормы. Для этого обычно пользуются методом ношения очков с заклеенной линзой. Чтобы не пугать ребенка таким медицинским приспособлением, можно воспользоваться специальными детскими заклейками (окклюзиями). Одновременно с этим назначают несколько курсов аппаратного лечения.

Само косоглазие на этом этапе не проходит, но зрение обычно существенно улучшается.

  • Второй этап. Включает в себя процедуры, которые направлены на восстановление синхронности, связи между двумя глазками. Для этого используют специальные приборы и аппараты, а также корректирующие компьютерные программы.
  • Третий этап. Заключается в восстановлении нормального мышечного баланса между органами зрения. На этой стадии может быть назначено оперативное лечение, если поражение мышц достаточно выраженное. Однако в детской практике зачастую удается обойтись методиками, которые родители могут практиковать в домашних условиях — гимнастикой, зарядкой для глаз и процедурами, которые могут предложить кабинеты физиотерапии поликлиник.
  • Четвертый этап. На завершающей стадии лечения врачи постараются сделать все возможное для того, чтобы в полной мере восстановить стереоскопическое зрение ребенка. На этом этапе, как правило, глазки уже симметричны, занимают правильное положение, зрение удается улучшить, ребенок способен отчетливо видеть без очков.

Отталкиваясь от такой последовательности, врач будет индивидуально подбирать программу для коррекции.

После 2-3 лет лечения по назначенной схеме врач сможет сделать вывод, удалось ли вылечить малыша – или же ему показана хирургическая операция.

Более подробно о некоторых современных методиках лечения косоглазия можно прочитать ниже.

Аппаратное

Аппаратное лечение сопровождает практически все стадии лечения косоглазия, начиная от первой, направленной на улучшение зрения, и заканчивая последней — развитием стереоскопического зрения. Для коррекции проблемы существует достаточно большой перечень аппаратов, на которых ребенок может заниматься в условиях клиники или дома – если у родителей есть возможность купить такую технику:

  • Аппарат «Амблиокор». Используется для улучшения зрения. Представляет собой монитор и систему датчиков, которые фиксируют нервные импульсы во время работы органов зрения. Ребенок просто смотрит фильм или мультик, а датчики составляют полную картину происходящего внутри его зрительных анализаторов. Специальные видеопрограммы позволяют посылать головному мозгу «правильные» импульсы и восстанавливать зрительную функцию на тончайшем (нервном) уровне.
  • Аппарат «Синоптофор». Это офтальмологический аппарат, который позволяет ребенку рассматривать части картинок (как двухмерных, так и объемных) и совмещать их. Это нужно для развития бинокулярного зрения. Занятия на таком аппарате хорошо тренируют мышцы глаз. На каждый глаз ребенок получает лишь части изображения, попытки их совместить и будут являться эффективной коррекцией при косоглазии на одном из завершающих этапов лечения.
  • Амблиопанорама. Это тренажер, с помощью которого можно начинать лечить косоглазие даже у грудных детей, ведь никаких усилий со стороны ребенка не требуется. Ему достаточно смотреть на диск со слепящими полями, надев предписанные врачом очки с корректирующими линзами, и пытаться рассмотреть предметы. Время от времени будет происходить так называемый засвет сетчатки. Тренажер очень полезен на начальной стадии лечения косоглазия.
  • Аппарат «Ручеек». Этот аппарат может очень хорошо помочь на стадии тренировки глазодвигательных мышц и обучения контролю над аккомодацией. Ребенок должен будет отслеживать глазами приближающиеся и удаляющиеся фигуры, а также совершать различные движения глазами, поскольку световые точки будут вспыхивать в самых разных направлениях поля.

Аппаратное лечение может осуществляться и в условиях поликлиники, и дома.

Обычно ребенку на начальной стадии назначают 3-4 курса, каждый из которых включает в себя не менее 10 занятий. На последующих стадиях лечения страбизма длительность и целесообразность курсов аппаратного лечения определяются исключительно врачом.

В связи с появлением большого количества частных клиник и офтальмологических кабинетов, которые предлагают платное аппаратное лечение – однако при этом практически не обследуют ребенка, появилось много негативных отзывов о таком лечении. Родители утверждают, что процедуры и тренировки не помогли ребенку.

Это в очередной раз доказывает, что всякая терапия должна быть назначена лечащим врачом. Если он видит, что степень и характер поражения глаза таковы, что аппаратным лечением тут не обойтись, он обязательно выберет для ребенка другие методы.

Глазная гимнастика и занятия

В некоторых случаях при незначительном косоглазии непаралитического происхождения специальные упражнения помогают на стадии укрепления глазодвигательной мускулатуры. Это лечение, которое не требует больших затрат, но требует обязательного и неукоснительного соблюдения принципа систематичности занятий.

Гимнастику с ребенком лучше всего проводить в дневное время, при дневном свете. Упражнения лучше выполнять в очках. Гимнастика должна стать ежедневной, желательно повторять комплекс упражнений с ребенком 2-4 раза в сутки. Длительность каждого занятия – от 15 до 20 минут.

Самым маленьким пациентам объяснить суть гимнастики невозможно, а потому с ними рекомендуется просто играть — перемещая перед ними мячи, яркие кубики и другие предметы, завязывая то один, то другой глаз.

Для детей старше использовать окклюзию или повязку на глаз желательно только в том случае, если косоглазие носит монокулярный характер. Детям старше 3 лет предлагается каждый день искать различия в картинках. Сегодня в интернете представлено множество таких заданий, которые родители могут на цветном принтере и предложить своему чаду. Для начала рекомендуется брать простые картинки с небольшим количеством различий, но постепенно сложность головоломки должна возрастать.

Деткам детсадовского возраста с косоглазием полезно каждый день решать задачки-лабиринты. Это рисунки. Малышу предлагается взять карандаш и провести зайчика к морковке, собачку к будке или пирата к кораблю. Такие картинки тоже можно скачать из интернета и .

Гимнастика для глаз при лечении косоглазия очень полезна на стадии формирования стереоскопического зрения. Для этого можно воспользоваться готовыми программами, составленными профессором Шведовым или доктором психологии, нетрадиционным целителем Норбековым. Однако выбирать методику самостоятельно ни в коем случае нельзя. Неправильно выбранные и используемые упражнения могут привести к потере зрения.

Любую гимнастику следует обязательно обсудить с врачом.

Многие упражнения, которые подходят для конкретного ребенка, офтальмолог покажет и научит их делать.

Хирургический метод

К помощи хирургов приходится прибегать тогда, когда консервативное лечение не увенчалось успехом, когда есть необходимость восстановить нормальное положение глаза хотя бы косметически, а также на стадии лечения, когда есть потребность в укреплении мышц, отвечающих за движения глаза.

Вариантов вмешательства при косоглазии не так много: операционным путем либо усиливают слабую и плохо удерживающую глазное яблоко мышцу, либо расслабляют ее, если она стабильно фиксирует глаз в неправильном положении.

Сегодня большинство таких операций выполняется с помощью лазерных установок. Это бескровный и щадящий метод, который позволяет уже на следующий день покинуть больничную палату и отправиться домой, в привычную и понятную для ребенка обстановку.

Маленьким детям операцию делают под общим наркозом.

Более старшим мальчикам и девочкам — под местной анестезией. Наиболее эффективным хирургическое вмешательство считается в возрасте 4-6 лет, в этом возрасте коррекция с помощью операционных методик обеспечивает лучшие результаты.

При реабилитационном периоде детям запрещено заниматься плаванием (на протяжении месяца). Почти на такое же время распространяется и запрет на занятия другими видами спорта. После операции в течение нескольких недель нельзя тереть глазки руками, умываться водой, качество и чистота которой вызывают большие сомнения.

Вернуться в детский коллектив (в садик или школу) ребенок после такой операции сможет только через 2-3 недели после выписки. В течение полумесяца придется аккуратно соблюдать все предписания и назначения врача, включая ежедневное закапывание в глаза капель с антибиотиками или других противовоспалительных глазных средств.

Профилактика

Профилактические меры, которые помогут уберечь ребенка от косоглазия, нельзя откладывать на потом. Их следует начинать в тот же день, когда ребенка привезли домой из родильного дома. Нужно делать следующее:

  • Следует убедиться в том, что комната, где предстоит жить малышу, хорошо освещена, что в ней достаточно искусственного освещения на вечернее время суток.
  • Не стоит подвешивать в детской кроватке или в коляске игрушки слишком близко к личику малыша. Расстояние до глаз должно быть не менее 40-50 см. Еще одна большая родительская ошибка, которая часто приводит к развитию страбизма – одиночная яркая игрушка, подвешенная перед ребенком по центру. Лучше всего повесить две игрушки — справа и слева, чтобы малыш мог переключать свой взгляд с одной на другую, тем самым тренируя глазовращательные мышцы.
  • Мелкие игрушки не подходят для грудничка не только потому, что он может ими подавиться. Он обязательно попытается их рассмотреть, а для этого ему придется сильно сводить глазки к переносице, низко нагибаться над игрушкой или слишком близко подносить ее к лицу. Для глаз такие детские эксперименты никак не полезны.
  • Слишком ранее обучение, письмо и чтение (до 4 лет) тоже может привести к развитию косоглазия, поскольку несформированный зрительный аппарат очень устает во время занятий, требующих максимального сосредоточения и концентрации.
  • Если ребенок заболел гриппом, скарлатиной или другой инфекцией, не стоит занимать его чтением, рисованием или вышивкой крестиком. Во время таких болезней повышается риск осложнений со стороны самых разных органов и систем человеческого организма.
  • В рационе ребенка обязательно должны присутствовать продукты и витамины, необходимые для формирования нормального зрения. Для этого стоит выбирать продукты и витаминные комплексы, в которых содержится большое количество витаминов А, В1 и В2, а также РР, С, и Е.
  • Следует внимательно относиться к страхам и переживаниям маленького человечка, поскольку психологический фактор является далеко не последним среди причин развития патологии. Очень важно, чтобы малыш рос в доброжелательной атмосфере, чтобы родители смогли оградить его от всех пугающих факторов. Следует избегать слишком резких движений рядом с маленьким ребенком.
  • Детям следует жестко ограничивать время, проведенное за компьютером и у телевизора, а также следить за тем, чтобы они не пользовались гаджетами бесконтрольно – особенно во время поездки на автобусе или в автомобиле.
  • Если есть генетическая предрасположенность к косоглазию, ребенка следует чаще показывать окулисту, посещая кабинет врача не только во время плановых приемов (в 1, 6 и 12 месяцев), но и в промежутках между этими периодами – чтобы убедиться в том, что патологический процесс не стартовал.

Подробнее о косоглазии смотрите в следующем выпуске программы доктора Комаровского.

Психолого-педагогическая коррекция слухового восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием в процессе социально-бытовой ориентировки

дипломная работа

Прежде чем рассматривать развитие слухового восприятия, необходимо понять, что представляют собой такие нарушения зрения, как косоглазие и амблиопия.

Поскольку у нас два глаза, то очевидно, что в процессе зрения должны сформироваться два изображения. Для того, чтобы оба этих изображения слились в мозгу в одно, необходимо, чтобы взаимодействие двух органов зрения было идеально гармоничным. При разглядывании какого-либо удаленного объекта две зрительные оси должны быть параллельны, а при взгляде на какой-нибудь объект с расстояния меньшего, чем бесконечность (на практике это означает расстояние менее 20 футов) они должны пересекаться под одним и тем же градусом.

Отсутствие такой гармонии действия известно как страбизм, или косоглазие.

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающее периодическое или постоянной отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, скрытое и истинное косоглазие.

Косоглазие является одним из дефектов глаз, причиняющих наибольшие страдания не только из-за снижения зрения, но и из-за отсутствия симметрии в наиболее выразительной части лица, что оставляет неприятный отпечаток на внешности человека. Это состояние — одно из тех, что в течение длительного времени ставит в тупик офтальмологическую науку. Несмотря на то, что теории его происхождения, описанные в учебниках, кажутся приемлемыми для ряда случаев, другие случаи они оставляют без какого-либо объяснения. Кроме того, признано, что все методы лечения косоглазия весьма неопределенны по своим результатам.

Обычно зрение глаза, повернутого внутрь, ниже, чем зрение глаза, который смотрит прямо. Тем не менее, встречаются случаи, когда глаз со слабым зрением смотрит прямо, а глаз с лучшим зрением повернут внутрь. Если оба глаза человека слепы, то может быть так, что оба они будут смотреть прямо или один прямо, а другой внутрь. При одном хорошем, а другом слепом глазах оба могут смотреть прямо. Как правило, чем более слеп глаз, тем более заметно косоглазие. Однако часто встречаются и исключения, а в редких случаях глаз с почти нормальным зрением может упорно смотреть внутрь.

Кроме того, косоглазие может исчезать и вновь появляться. Может быть и так, что сходящееся косоглазие будет превращаться в расходящееся и вновь обратно в сходящееся. При одной и той же аномалии рефракции, у одного человека будет косоглазие, а у другого нет. Третий будет косить не тем глазом, что другой. У четвертого сначала будет косить один глаз, а потом другой. В пятом случае степень косоглазия будет меняться. Одному будет хорошо без очков или других видов лечения, а другому — при их применении. Излечение может быть постоянным или временным, а рецидивы могут случиться как при ношении очков, так и без них.

Как бы ни игнорировалась аномалия рефракции, зрение косящих глаз все равно хуже зрения глаз, смотрящих прямо. При этом в устройстве глаза обычно не обнаруживается никаких явных или достаточных для этого причин. Мнения исследователей расходятся в отношении того, является ли такое любопытное нарушение зрения результатом косоглазия или же косоглазие само является его результатом. Однако превалирующим является мнение, что оно, по крайней мере, усугубляется наличием косоглазия, что отразилось в названии, данном этому состоянию amblyopia ex anopsia, что дословно означает «ослабление зрения из-за неупотребления».

Термином «амблиопия» обозначают такие формы понижения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие или страбизм — не параллельность оптических осей глаза, при этом к 85-90 % случаев косоглазия наблюдается разная степень снижения зрения, т.е. появление амблиопии.

В зависимости от степени понижения остроты зрения различают амблиопию слабой (острота зрения 0,8 — 0,4), средней (острота зрения 0,3 — 0,2), высокой (острота зрения 0,1-0,05) и очень высокой (острота зрения 0,04 и ниже) степени (Э.С. Аветисов (1963).

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая .

Амблиопию принято связывать с необходимостью подавления изображения, даваемого отклоняющимся глазом, чтобы избежать раздражения от двойного изображения. Однако есть много глаз, которые косят, но без каких-либо проявлений амблиопии. В свою очередь, амблиопия обнаруживалась в глазах, которые никогда не косили.

Литература по исследуемому вопросу полна безысходности в отношении возможности излечения амблиопии. В популярных изданиях людей, озабоченных здоровьем детей, убеждают в том, что если у ребенка косоглазие, лечение надо начинать незамедлительно, чтобы не потерять зрения косящего глаза. Согласно мнению одного известного офтальмолога, после достижения ребенком шести лет обычно мало чего можно добиться в улучшении зрения амблиопического глаза. В то же время, другой офтальмолог утверждает, что «функция сетчатки никогда вновь не возвращается в норму, даже если устранить причину нарушения зрения». Хорошо известно также, что если на каком-то этапе жизни зрение хорошего глаза теряется, то зрение амблиопического глаза часто становится нормальным. Более того, глаз в одно время может быть амблиопическим, а в другое — перестать им быть. Если прикрыть чем-нибудь хороший глаз, то косящий глаз может стать таким амблиопическим, что вряд ли сможет отличить дневной свет от тьмы. Но если открыты оба глаза, то зрение косящего глаза может быть найдено таким же хорошим, если не лучше, как и зрение смотрящего прямо глаза. Во многих случаях наблюдался переход амблиопии от одного глаза к другому.

Известно, что во всех случаях косоглазия можно заметить наличие напряжения, а также то, что вслед за исчезновением косоглазия, так же, как и после исчезновения амблиопии и аномалии рефракции, следовало снижение напряжения. Известно также, что все люди с нормальными глазами могут создать состояние косоглазия, прикладывая усилие увидеть. Это не такая трудная вещь, и многие дети развлекаются подобным занятием, что доставляет взрослым ненужные тревоги из-за боязни возможного превращения временного косоглазия в постоянное.

Столь подробное рассмотрение амблиопии при косоглазии необходимо потому, что данная патология принципиально отлична от других видов зрительных нарушений. Если другие нарушения зрительного анализатора являются необратимыми и требуют специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, то нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии в большинстве случаев может и должно быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения. При этом следует исключить те виды косоглазия, которые сочетаются с другими глазными патологиями: паралитическое косоглазие, астигматизм и косоглазие, косоглазие и атрофия зрительного нерва и др.

Органом, воспринимающим звук и анализирующим его, является орган слуха. Многообразие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слухового анализатора, обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетаниями (фонемы, мелодии). Их восприятие вызывает у ребенка элементарные чувствования предметов и явлений, их движение в пространстве.

Слуховое восприятие, как средство получения информации является наиболее важным по значению после зрения психическим процессом. Слух играет большую роль в процессе компенсации. Без знания видов сигналов, причин их вызывающих, дети не могут оценить источник звука .

Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него.

Слуховое восприятие доставляет ребенку с нарушением зрения разнообразные сведения о предметах, их свойствах. Всевозможные звуки, рождающиеся от предметов и явлений окружающего мира, рисуют ребенку своеобразную картину мира. В результате систематического общения с действительностью у ребенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действительности действия.

Для того, чтобы понять удаленное пространство, ребенок с нарушением зрения, в т.ч. с амблиопией и косоглазием, может приблизиться в результате передвижения. Здесь уместно заметить, что у ребенка дошкольного возраста еще нет понимания того, что его зрение неполноценно. Поэтому он полностью доверяет зрительной информации и не использует потенциальные компенсаторные возможности слухового восприятия так, как это делает маленький слепой дошкольник. Таким образом, сензитивность нормально видящего ребенка к чувственному познанию мира в условиях сенсорного дефекта обусловлена характером и степенью нарушения.

В таком случае нет возможности говорить об активном компенсаторном развитии ребенка с амблиопией и косоглазием за счет спонтанного включения сохранных анализаторов.

Проведенные наблюдения за детьми с нарушением зрения показывают, что чувственный уровень представлений о звучащем мире у детей с амблиопией и косоглазием практически одинаков с нормально видящими детьми. Компенсирующая роль слухового восприятия при данных нарушениях зрения должна рассматриваться как формирование зрительно-слуховых, слухо-двигательных, зрительно-слухо-двигательных и других полисенсорных чувствованиях.

В рамках сложившегося зрительного поля деятельности нормально видящего ребенка у него начинает формироваться предметность и сигнальность слухового восприятия, более быстрыми темпами осуществляется связь произносимого взрослым слова с предметом, происходит быстрое накопление пассивного словаря, расширение понимания обращенной к нему речи. Кроме того, зрение позволяет знакомиться с предметным миром не только на основе зрительного и осязательного восприятия реальных предметов, находящихся вблизи и на дальнем расстоянии, но и через изображения их в игрушках, в картинках .

У детей с нарушением зрения, так же как и у зрячих, наиболее интенсивное развитие процессов восприятия и их совершенствование происходят в предметной деятельности. Однако сама предметная деятельность детей с нарушением зрения развивается медленно, и ее формирование затягивается до 3—4-летнего возраста из-за задержек развития ее двигательных компонентов. В процессе овладения предметной деятельностью наблюдаются действия, которые еще не являются подлинно предметными, но которые служат предпосылкой для их формирования.

Дифференцированное слуховое восприятие и появляющиеся самостоятельные вокализации при осязательном знакомстве с предметами начинают играть все более и более важную роль как средство общения с окружающими людьми. Ребенок с нарушением зрения, желая получить тот или иной предмет, для привлечения к себе внимания использует вокализации, произнесение речевых звуков и слов. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение к этому стимулирует произнесение звуков и слов, а также восприятие речи .

Дети с амблиопией и косоглазием затрудняются в выделении частей объекта, у них недостаточны умения соотносить части и их признаки. Большие затруднения дети с амблиопией и косоглазием испытывают в объединении разрозненных частей в целое. Обнаружена несформированность способности к интегрированию признаков, использованию в сенсорно-перцептивном процессе сравнения, анализа, синтеза.

Ограниченные зрительные возможности (низкая острота центрального зрения, монокулярный характер зрения, нецентральная фиксация) качественно изменяют предметно-практическую деятельность, поскольку зрение не обеспечивает сенсорный компонент действий. В связи с этим нагрузка ложится на руку, которая совмещает исполнительские и сенсорные действия. Рука ребенка с косоглазием и амблиопией не готова к выполнению этой роли, так как «ручной» контроль и саморегуляция движений недостаточно сформированы. Данные, полученные в результате изучения взаимодействия зрения и осязания при анализе пространственных признаков, показали, что дети с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально видящими выполняли задания с большими трудностями. У детей с косоглазием и амблиопией реже проявлялись ощупывающие, контролирующие действия. У 47 % дошкольников с косоглазием и у 27 % детей с нормальным зрением внешние проявления ориентировочной деятельности выражены крайне слабо .

Правильное понимание инструкции, осуществление безошибочной классификации фигур по самостоятельно выделенному признаку доступно более чем половине детей без зрительной патологии (свыше 60 %) и 47 % детей с косоглазием и амблиопией. В заданиях, требующих анализа формы, величины, пространственных отношений при взаимодействии зрения и осязания, отмечаются более низкие результаты в группе детей с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально видящими детьми.

Занятия с ребенком должны быть направлены на использование сочетания дистантного слухового восприятия с контактным тактильным, на установление и укрепление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой, что будет способствовать выделению звука как сигнального признака предмета и переходу от глобального восприятия ситуации к выделению отдельных раздражителей, адресованных разным модальностям восприятия.

Формирование у детей с амблиопией и косоглазием сенсорных звуковых эталонов (громкость, высота, ритмичность, длительность, мелодичность, темп, тембр и др.) целесообразнее всего осуществлять при формировании практических действий ориентации. Важно дать детям представления о том, что не всегда надо стремиться к зрительной ориентации, особенно в условиях, когда это невозможно. Детей надо учить ориентированию на слух на улице и в помещении, выделять звуки различных приборов, машин, явлений и живых объектов в природе. Надо развивать у детей умения объединять слуховые восприятия с восприятиями других модальностей, не только зрения, но и обоняния, осязания, тактильного и др.

Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для обоснования системы обучения и воспитания.

Таким образом, ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации. Развитие у него дифференцированного слухового восприятия относится примерно к 5-месячному возрасту, когда ребенок становится способным выделять и дифференцировать звуковые признаки предметов.

У зрячего ребенка эта деятельность тесно связана с развитием взаимодействия зрения и слуха, обеспечивающего ему предметность восприятия.

У детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием в слуховом дифференцированном восприятии, связанном с замедленным формированием осязательного поля, сначала наблюдается некоторое отставание от зрячих, но в дальнейшем происходит его выравнивание, и ребенок с нарушением зрения догоняет зрячего того же возраста в развитии слуха.