Лечение косоглазия у детей по методу бейтса

Современная офтальмология причиной косоглазия называет или неправильную иннервацию окологлазных мышц, или аномалию в самих мышцах (лишняя длина одних и укороченность иных). Существуют и иные теории причин происхождения косоглазия.

В качестве средства лечения предлагаются хирургические (их возможно назвать механическими) способы лечения ч/з резекцию или рассечение окологлазных мышц или оптические методы лечения с применением очков, тренировки на специальных аппаратах и т.д.

Хотя эффективность всех таких мер, по заключению самих ортодоксальных специалистов, невелика. Повод, по мнению последователей Бейтса, заключается в не комплексном учете вызывающих косоглазие факторов, в игнорировании первопричины кошения глаз – психического напряжения.

Бейтс утверждает, что снятием психического напряжения возможно устранить как косоглазие, так и амблиопию.

Как избавиться от косоглазия? Начинать бороться с ним стоит с детства. Если у вас в семье ребенок или небольшой ребенок, то чтоб избежать косоглазия, вам стоит учесть кое-какие черты его возраста.

Большое число рекомендаций на этот счет было дано Г.Пеппардом. Основные положения его подхода к этому вопросу сводятся к следующему. Если вы заметили признаки косоглазия у малыша маленького возраста некоторого количества недель или некоторого количества месяцев от роду то излишне беспокоиться не желательно.

Вероятнее всего, мышцы глаз еще не научились трудиться скоординировано. Ведь и мышцы рук, и мышцы ног и иные мышцы малыша в этом возрасте работают не абсолютно слаженно. Однако вам всенепременно нужно предусмотреть кое-какие меры против того, чтоб ребенок начал напрягать свое зрение.

Для этого требуется придерживаться следующих правил:

  1. Уберите от кроватки малыша какие-нибудь яркие предметы, лампы, зеркала и тому такие объекты, которые имеют возможность приковать его интерес. Иначе его глазки вечно будут устремлены в их сторону. Помимо того, при расположении кроватки нужно предусмотреть меры, чтоб ребенок увидел всех подходящих к нему людей без того, чтоб он был должен все время глядеть в одну и ту же сторону.
  2. Не идет подносить какие-нибудь вещи чересчур рядом к носу малыша, чтоб привлечь его интерес.
  3. Идет избегать любых резких и внезапных движений кругом малыша, т.к. умение к аккомодации у него еще не развито достаточно.
  4. Малыша нужно удерживать подобным образом, чтоб любой его глаз работал около под одинаковой нагрузкой, иначе он может привыкнуть к применению лишь одного глаза. Если это случится, то мало-помалу II-й глаз будет исключен из работы мозгом путем поворота его в какую-нибудь сторону.

Для малышей вполне тяжело даются упражнения типа пальминга, мысленного представления и др., требующие определенного уровня психических способностей, до которого им стоит еще подрасти. По этой причине зачастую для них рекомендуется лишь ношение повязки над глазом, который глядит прямо.

При этом косящий глаз обязан мало-помалу овладевать центральной фиксацией пока это свойство нормального глаза не вернется к нему полностью. Время ношения повязки стоит увеличивать мало-помалу.

Если ребенок достаточно мал и повязка нервирует его и принуждает плакать, то снимайте ее по прошествии 5 мин. ношения. Когда он мало-помалу привыкнет к ней, то время ношения возможно мало-помалу увеличивать, пока ее не удастся носить целый день без некоего дискомфорта.

Было бы неплохо, если бы вы развили у малыша какой-то положительный рефлекс, напевая, к примеру, песенку, которая ему достаточно импонирует, лишь тогда, когда он надевает повязку. Подобным стимулом может оказаться каждая вещь, которая приятна ребенку.

Однако есть и иные советы, которые могут быть использованы при лечении косоглазия как у взрослых, так и деток:

  1. Требуется снять напряжение всеми доступными вам средствами.
  2. Одновременно требуется нормализовать питание.
  3. Достаточно полезным при косоглазии считается соляризация глаз.
  4. Если ношение повязки не является достаточным для коррекции косоглазия (а это не редкость), то косящему глазу, не прикрытому повязкой, стоит давать те же наиболее упражнения, что и для миопов, если косящий глаз миопический, и для гиперметропов, если этот глаз гиперметропический.
  5. При исполнении крупных поворотов вечно становитесь так по отношению к проверочной таблице, чтоб косящий глаз стремился для взгляда на нее повернуться в сторону, противоположную направлению собственного отклонения. При работе этим глазом нужно применять все свойства нормального глаза: центральную фиксацию, перемещения и моргание. Игнорирование таких привычек правильного зрения было бы огромной ошибкой.

Близкое по сути к сказанному упражнение рекомендует К.Хакетт.

Упражнение 91 – упражнение с зеркалом при косоглазии

Встаньте спиной к зеркалу. Если ваш левый глаз косит внутрь, то прикройте правый глаз одной рукой и смотрите прямо перед собою левым глазом. Поверните верхнюю долю объекта влево, позволяя собственному взгляду дрейфовать вместе с движением объекты до тех пор, пока вы не увидите собственный левый глаз в зеркале. После этого вернитесь в исходное положение.

Проделайте это упражнение 6 раз. После прикройте левый глаз и поворачивайтесь вправо, чтоб заметить собственный правый глаз в зеркале. Это проделайте меньшее, чем в первом случае, число раз, допустим, 2-3 раза. Если у вас правый глаз косит внутрь, то все сделайте наоборот.

Если ваш левый глаз повернут наружу, прикройте правый глаз и поворачивайтесь направо до тех пор, пока не увидите уголок собственного глаза в зеркале. Проделайте это 4-6 раз. После прикройте левый глаз и дважды повернитесь влево (так, чтоб заметить собственный левый глаз в зеркале). Если наружу повернут правый глаз, то все сделайте наоборот.

Упражнение 93 – самолетные повороты

Если у вас, допустим, левый глаз косит внутрь, прикройте правый глаз повязкой. Станьте, выставив собственную правую ногу вперед. Наклонитесь вперед и направьте левую руку на носок правой ноги, а после укажите этой рукой на воображаемый самолет высоко в небе слева от вас. Левая рука при этом сделает поворот на 180 градусов наверх.

Мысли при этом у вас обязаны существовать подобные: «Вниз к носку и наверх к самолету». Если вы будете произносить это вслух, то вы можете не сомневаться, что вы глубоко дышите. За 1 подход довольно сделать от 6 до 12 поворотов. Если же ваш левый глаз косит наружу, вам нужно указывать правой рукой вниз на носок левой ноги и наверх вправо на воображаемый самолет.

Иными словами, управляйте косящим глазом, указывая рукой в направлении, в коем вы хотите его повернуть, и применяя ту руку, которой удобнее в общей сложности указывать. Если в повороте нуждается правый глаз, то для равновесия выдвиньте вперед левую ногу.

Зная направление, в коем вы хотите повернуть косящий глаз, подбирайте повороты так, чтоб центрировать его в верном направлении. Наклон вперед становится дополнительной использованием в этом процессе, т.к. стимулирует кровообращение в регионе глаз.

Упражнение 94 – раскачивание по строкам

Сделайте себе таблицу с буквами Р В О, описанную ранее. Для исполнения упражнения повесьте таблицу на хорошем освещении на расстоянии 1-2 м от себя, в зависимости от зрения вашего более слабого глаза. Прикройте повязкой более сильный глаз.

Возьмите в руки какую-нибудь чистую неисписанную карточку. Вы знаете, что верхние 3 буквы это буквы Р В О. «Напишите» их печатными буквами собственным взглядом на белой карточке в руке, используя при этом нос в качестве ведущего элемента. После, сделав глубокий вдох, посмотрите на таблицу в отдалении и точно так же «напишите» их печатными буквами несколько раз на ней.

Когда буквы станут четче, «раскачивайте» эту строку из стороны в сторону, переводя взгляд от одного беловатого поля таблицы к другому и позволяя буквам уходить с пути вашего взгляда так, что вы будете видеть сперва светлое поле с одной стороны таблицы, а после светлое поле с другого конца.

По мере тренировки у вас появится ощущение, что они на самом деле движутся из стороны в сторону. Делайте пальминг и соляризацию после работы с любой строкой. Работайте только с той строкой, что слабо вам дается, однако не работайте на ней чересчур долго.

Упражнение 95 – чтение слабым глазом

Возьмите таблицу, озаглавленную «Главные сведения о зрении». Проделайте всю подготовительную работу, заключающуюся в выполнении крупных поворотов, соляризации и пальминге.

Сейчас прочтите слабым глазом эту таблицу вниз столько, сколько вы сможете сделать без усилия, выполняя при этом короткие медленные повороты головой. Если на каждом уроке вы будете добиваться подобного расслабления, какое вам требуется, то с каждым днем вы будете читать все далее и далее вниз.

Когда вы сможете увидеть несколько слов микроскопического шрифта, то это означает, что вы на самом деле стали искусны в этом деле. Постепенно вы сможете прочесть все слова микроскопического шрифта. Когда это удастся сделать более слабым глазом, тогда возможно считать, что вы готовы к объединению 2-х центров зрения вместе.

Чтоб без поддержки профессионала по методу Бейтса объединить 2 центра зрения вместе, вам следует сделать одно приспособление. Возьмите 2 палочки (шпонки) длиной в районе 30 см. Отступив на 3 сантиметра от верха палочек, просверлите в них по дырочке. Ч/з эти дырочки проденьте бельевую веревку длиной в 1 метр. На одном итоге веревки сделайте узелок.

К другому концу привяжите какой-либо грузик. Может подойти оловянный солдатик из набора, продающегося в магазине. Сейчас держите палочку с позиции узелка вертикально на расстоянии 7-8 см от собственного носа, а другую палочку на расстоянии 20 см перед I-ой. Оловянный солдатик будет свободно висеть на дальнем итоге веревки. Он будет удерживать веревку в натянутом состоянии.

Медленно передвигайте дальнюю палочку взад-вперед, (то к носу, то от него). Наблюдайте сперва за тем, как отверстие в двигающейся палочке вбирает в себя веревку, когда вы придвигаете палочку к себе. С высокой скоростью моргайте в ходе этого процесса и не забывайте про дыхание. Когда палочки довольно близко придвинутся друг к другу, начните вытягивать веревку.

Сейчас закройте глаза и вспоминайте то, что вы увидели, продолжая двигать палочкой взад-вперед. После с глубоким вдохом откройте глаза и продолжайте упражнение. Повторяйте его по многу раз в ходе собственной тренировки, до и после него делая пальминг.

Если макулы каждого из ваших глаз окажутся в достаточной мере простимулированы, то как-то раз ближняя к вам палочка у вашего носа раздвоится. Ее вершина покажется вам расщепившейся, сперва, вероятно, всего на см, однако по мере улучшения слияния размер расщепления будет возрастать до тех пор, пока не достигает 5-8 см.

Эти 2 изображения М.Д.Корбетт назвала «воротами». По её утверждению, их применение в процессе тренировки позволяет увеличить результативность упражнений практически вдвое. Пока человек с косоглазием не добьется как раз видения «ворот», что – суть тренировки, и не добьется устойчивости в их достижении, до тех пор слияние не будет постоянным.

Делайте пальминг м/у любой попыткой добиться «ворот». Когда вы сможете добиться и держать их, начните тренироваться, прохаживаясь по комнате и рассматривая объекты м/у ближними столбиками «ворот». То, что вы увидите м/у ними, будет представлять собою единое изображение.

Стремительный прогресс кардинальным образом изменил все – и образ жизни в целом, и даже форму глазного яблока. Будучи круглым в своем естественном положении, из-за книг, телевизоров, компьютеров и модных гаджетов оно вынуждено постоянно напрягаться и вытягиваться вперед. По крайней мере так считал американский офтальмолог Уильям Бейтс, который пошел наперекор традиционной медицине, разработал собственную методику восстановления зрения и запретил своим слабовидящим пациентам носить очки. Стали ли они лучше видеть на самом деле или просто потакали своему доктору – вопрос, споры вокруг которого не утихают до сих пор. Одни считают Бейтса авантюристом, другие – спасителем, но кто же он на самом деле? Действительно ли эффективна гимнастика для глаз по Бейтсу.

лечение косоглазия у детей по методу бейтса

Позиция официальной медицины

О каких бы чудесах восстановления зрения не рассказывали приверженцы американского офтальмолога, факт остается фактом: официальная наука до сих пор не признала его метод. Дело в том, что Бейтс опровергает мнение другого ученого – немца Германа Гельмгольца, а тот, в свою очередь, уже надежно закрепился на страницах медицинских учебников. Он считал (и современные офтальмологи настаивают на этом до сих пор), что человеческий глаз – это шар, в передней части которого расположен хрусталик и двояковыпуклая линза, окруженные цилиарной мышцей.

Когда эта самая мышца расслаблена, хрусталик находится в своем естественном положении и имеет плоскую форму. В таком случае глаз отчетливо видит предметы, расположенные вдали, а, чтобы рассмотреть то, что находится прямо под носом, нужно изменить параметры оптической системы. Для этого цилиарная мышца сокращается и сжимает хрусталик. Он становится выпуклым, его фокусное расстояние уменьшается, и вы с легкостью можете читать газету.

Выходит, что острота ближнего и дальнего зрения зависит от сокращений цилиарной мышцы, которая не всегда работает так, как нужно. Гельмгольц заметил, что есть категория людей, у которых эта самая мышца вообще не в состоянии расслабиться. Она постоянно напряжена, а значит хрусталик, единожды приняв выпуклую форму, не может вернуться в исходное плоское положение. Такие пациенты – он их называл близорукими – способны увидеть мельчайшие пуговицы и стежки на костюме собеседника, но далекий пейзаж кажется им размытым пятном.

Есть и другие – дальнозоркие. Это в основном старики, у которых с возрастом ослабевает тонус цилиарной мышцы. Возможно, поэтому они так любят смотреть в окно – сцены, происходящие вдали, им отчетливо видны, а вот рассмотреть, что плавает в их собственной тарелке с супом они, увы, не могут.

Определив это, Гельмгольц занялся поиском решения проблемы и не придумал ничего лучше, чем компенсировать слабость цилиарной мышцы линзой. Близоруким прописал двояковогнутую минусовую, дальнозорким – двояковыпуклую плюсовую. С тех пор прошло уже более 180 лет, но до сих пор каждый, кто обратится к офтальмологу с жалобой, получит единственную рекомендацию – плюсовые или минусовые очки.

лечение косоглазия у детей по методу бейтса

Метод Бейтса

В начале своей практики выписывал очки своим пациентам и Бейтс, пока не понял, что таким образом оказывает им медвежью услугу. Будучи человеком внимательным, он стал замечать, что пациенты, которые постоянно теряют, забывают или разбивают свои очки, видят куда лучше тех, кто постоянно носит линзы и бережет их, как зеницу ока. Никаких улучшений от очков не было и близко, напротив, через год-два, чтобы хоть что-нибудь рассмотреть, пациенты нуждались уже в новых, более сильных линзах.

Но Бейтс не сразу стал протестовать. Он вел свои наблюдения более 30 лет и только тогда объявил: теория Германа Гельмгольца в корне ошибочна. На самом деле человек видит не потому, что меняется кривизна хрусталика, а потому, что меняется длинна всего глаза. По большему счету, каждый раз, когда вы хотите рассмотреть что-то вблизи или вдали, с вашим глазом происходит примерно то же самое, что и с объективом фотоаппарата, а за наведение резкости отвечают 6 продольных и поперечных мышц, окружающих глазное яблоко:

  1. верхняя продольная – поднимает глаз вверх;
  2. нижняя продольная – опускает вниз;
  3. боковая продольная, расположенная с внутренней стороны, – сводит глаз к носу;
  4. наружная боковая продольная – позволяет смотреть в сторону;
  5. верхняя поперечная – образует полукруг и облегает глаз сверху;
  6. нижняя поперечная – полукругом облегает снизу.

В естественном состоянии мышцы должны быть расслаблены, глаз – круглым, а внимание – сосредоточено на отдаленном объекте. В этом Бейтс и Гельмгольц едины. Но насчет того, что происходит, когда человек напрягается в попытке рассмотреть мелкий шрифт, их мнения расходятся. Гельмгольц, как мы уже выяснили, считал, что за этот процесс отвечает цилиарная мышца, сжимающая хрусталик. Бейтс был уверен, что сжимается не хрусталик, а весь глаз целиком и происходит это за счет напряжения верхней и нижней поперечных мышц. Глазное яблоко ведь жидкое, под действием силы мышц оно запросто меняет форму и вытягивается вперед, из-за чего фокус уходит во внутрь глаза и человек может увидеть бородавку на собственном носу.

лечение косоглазия у детей по методу бейтса

Причины дефектов зрения по Бейтсу

Исходя из этого, Бейтс имел собственное мнение на счет близорукости, дальнозоркости, косоглазия и астигматизма – четырех самых распространенных дефектов зрения. Он считал, что все дело в определенных группах мышц:

  • близорукими становятся те, у кого однажды случился спазм поперечных мышц, из-за которого они больше не могут принимать естественное расслабленное положение;
  • дальнозоркими, как справедливо заметил и Гельмгольц, становятся в основном пожилые люди. С возрастом тонус глазных мышц ослабевает и им не под силу сдавить глаз, чтобы сместить фокус;
  • косоглазие – результат спазма одной из продольных мышц, что чаще всего случается из-за испуга;
  • причина астигматизма, то есть искажения видимой картинки, в напряжении продольных и поперечных мышц. Они сокращаются, но с разной силой и в неправильном, хаотичном порядке.

Но главная заслуга Уильяма Бейтса не в том, что он установил причины недугов, а в том, что нашел методы их лечения. Вернее, подсмотрел, наблюдая за индейцами. Оказывается, из поколения в поколение, от отца – сыну, они передают многовековое знание о том, как сохранить «соколиное око» до глубокой старости. Американец заметил, что его северные соседи постоянно делали какие-то упражнения глазами. Проанализировав их и поняв, в чем дело, он разработал собственную методику, известную сегодня, как упражнения для глаз по методу Бейтса.

Логика проста: если проблема в мышцах, то их можно и нужно тренировать. Те, что зажаты, – расслабить, тем, которые ослабли, – вернуть тонус. С помощью этой методики можно лечить близорукость и дальнозоркость без очков, а косоглазие – без операции. Более того, метод Бейтса по восстановлению зрения эффективен даже там, где официальная медицина расписывается в своем бессилии. Несмотря на то, что астигматизм до сих пор считается неизлечимой болезнью, ученый был уверен: регулярная тренировка мышц рано или поздно позволит увидеть перед глазами четкую картинку.

лечение косоглазия у детей по методу бейтса

Восстановление зрения по Бейтсу: ключевой этап – расслабление

Бейтс был уверен: спазмы и прочие нарушения в работе мышц – это следствие, причина – повышенное нервное и психическое напряжение, иногда – физические травмы. Именно поэтому, регулярные занятия с глазами будут иметь эффект только в том случае, если проводятся в условиях полного спокойствия и расслабления.

Чтобы добиться этого, офтальмолог изобрел действенный метод – «пальминг» (от англ. «palm», ладонь). Сложите ладони под прямым углом и приложите к лицу таким образом, чтобы пальцы рук оказались скрещенными на лбу, а центры обеих ладоней прикрывали глазные яблоки. Если все сделать правильно, нос окажется зажат между мизинцами, а на глаза не будет попадать свет. При этом ладони должны быть теплыми, чтобы глазные яблоки еще и прогревались.

Займите удобную позу, локти поставьте на стол или прижмите к груди, постарайтесь расслабить не только глаза, но и все тело. Трех-пяти минут, проведенных в полной темноте, глазным мышцам достаточно, чтобы расслабиться и отдохнуть. Делать это упражнение нужно каждый раз, когда выпадает свободная минутка, особенно, если вам целый день приходится проводить возле монитора.

Первое время, даже закрыв глаза, вы, наверняка, будете видеть какие-то светлые круги или пятна. Но помните, что ваша задача – увидеть идеально ровное черное поле. Для этого во время пальминга воспользуйтесь еще одним приемом – мысленным представлением. Подключите фантазию и представьте, как перед вашими глазами закрывается тяжелый черный занавес или проливается густая черная краска.

лечение косоглазия у детей по методу бейтса

Гимнастика для глаз по Бейтсу: 10 основных упражнений

После того, как глаза немного отдохнули, следует приступать к гимнастике. Только есть одно «но»: если пальминг можно делать сколько угодно раз в день – чем чаще, тем лучше, то зарядку для глаз по Бейтсу – не более трех.

  1. Как и в физкультуре, начинать нужно с простейших упражнений, постепенно наращивая нагрузку. Поэтому сначала просто несколько раз переместите взгляд вверх-вниз.
  2. Теперь из стороны в сторону.
  3. Упражнение «Диагонали». Поднимите глаза в верхний правый угол и переместите взгляд в нижний левый. Затем мысленно нарисуйте линию, соединяющую нижнюю правую точку и верхнюю левую. Повторите несколько раз, поморгайте и переходите к выполнению следующего пункта.
  4. Упражнение «Прямоугольник». Плавно перемещайте взгляд из левого верхнего угла в верхний правый, потом вниз, влево и снова вверх. Поморгайте и нарисуйте глазами еще один прямоугольник в обратную сторону.
  5. Упражнение «Циферблат». Представьте на лице часы, центр – на переносице. Поднимите глаза вверх – на 12 часов, затем вправо– на 3, вниз – на 6, влево – на 9 и вернитесь в исходное положение. Поморгайте и начните движение по кругу, задерживаясь на каждом часе, но уже против часовой стрелки.
  6. Упражнение «Змейка». Начиная с нижнего левого угла перемещайтесь в нижний правый, рисуя в воздухе взглядом синусоиду. Затем повторите то же самое, но уже справа налево.
  7. Упражнение «Бесконечность». Зафиксируйте взгляд в левом верхнем углу и плавно перемещайтесь в правый нижний, затем вверх и обратно вниз по диагонали. Таким образом у вас получится воздушная восьмерка. Поморгайте и нарисуйте то же самое, только в обратную сторону, начиная с правой стороны.
  8. Упражнение «Спираль». Зафиксируйте взгляд прямо перед собой и с этой точки начинайте рисовать маленький круг, затем немного больше и т.д. Так, постепенно увеличивая радиус, вы должны взглядом нарисовать широкий круг, контуры которого будут проходить по стенам, потолку и полу. Поморгайте.
  9. Упражнение «Витки». Представьте перед собой вертикальную стеклянную трубку. Теперь начинайте зрительно наматывать на нее веревку. Сделав 5 витков, остановитесь, поморгайте и проделайте то же самое, но уже с горизонтальной трубой.
  10. В конце зрительно раскрутите перед собой зеркальный глобус, перемещаясь глазами по воображаемому экватору.

лечение косоглазия у детей по методу бейтса

Так что же все таки делать с очками?

Восстановление зрения по методу Бейтса предполагает полный отказ от них. Когда на носу у пациента висят очки, он вообще перестает двигать глазами. Чтобы рассмотреть предмет сбоку, сверху или снизу, он не перемещает глазное яблоко, как делают здоровые люди, а поворачивает голову. То есть большую часть времени глаза находятся в неподвижном состоянии, а значит мышцы еще больше атрофируются.Итог, как правило, плачевен: через год-второй зрение падет еще больше, и пациент бежит в оптику за новыми очками.

Разорвать порочный круг просто: 15 минут на расслабление и зарядку по 3 подхода в день. Этот метод не требует от вас никаких капиталовложений и, возможно, поэтому о нем не трубят во всеуслышание – офтальмологические компании не должны терять свои колоссальные прибыли. Как бы там ни было, Бейтс не предложил ничего революционного, речь всего лишь об элементарной гигиене глаз. Вы можете доверять этому способу или нет, но проверить его вам ничего не стоит.

Контактные линзы каких брендов вам знакомы?

  • Линзы Acuvue 40%, 744 голоса

    744 голоса 40%

    744 голоса — 40% из всех голосов

  • Линзы Air Optix 18%, 345 голосов

    345 голосов 18%

    345 голосов — 18% из всех голосов

  • Линзы Optima 15%, 283 голоса

    283 голоса 15%

    283 голоса — 15% из всех голосов

  • Линзы Pure Vision 13%, 245 голосов

    245 голосов 13%

    245 голосов — 13% из всех голосов

  • Линзы Biofinity 7%, 137 голосов

    137 голосов 7%

    137 голосов — 7% из всех голосов

  • Линзы Biotrue 4%, 75 голосов

    75 голосов 4%

    75 голосов — 4% из всех голосов

  • Линзы Clariti 2%, 43 голоса

    43 голоса 2%

    43 голоса — 2% из всех голосов

Всего голосов: 1872

Голосовало: 1160

17.01.2018

×

Вы или с вашего IP уже голосовали.

18. Косоглазие и амблиопия: их лечение

Доказано, что косоглазие и амблиопия, подобно аномалиям рефракции, являются чисто функциональными проблемами. Из того, что они всегда уменьшаются со снятием напряжения, которым сопровождаются, следует, что для их устранения могут быть использованы любые методы, способствующие достижению расслабления и центральной фиксации. Как и в случае с аномалиями рефракции, косоглазие исчезает, а амблиопия корректируется, как только человек добивается достаточного, чтобы вспомнить абсолютно черную точку, психического контроля. Таким способом оба состояния могут быть временно улучшены через несколько секунд, а постоянное их устранение представляет собой, по сути дела, процесс превращения этого временного состояния в непрерывное.

Одним из лучших способов достижения психического контроля в случаях косоглазия является изучение способов производства других видов косоглазия или способа увеличения существующего косоглазия. Типичным в этом отношении является случай с одной женщиной, которая имела расходящееся вертикальное косоглазие обоих глаз. Когда ее левый глаз смотрел прямо, правый глаз отклонялся наружу и вверх. Когда же правый глаз смотрел прямо, левый глаз отклонялся вниз и наружу. Оба глаза были амблиопическими, а зрение двоилось. При этом изображения оказывались то по одну сторону, то по разные стороны. Ее мучили головные боли, а очки и другие методы лечения не приносили облегчения. По этой причине она настроилась на операцию и пошла на консультацию к хирургу с надеждой, что он возьмется за это дело. Хирург, озадаченный обнаружившимся множеством мышц с вероятным нарушением своих функций, поинтересовался моим мнением относительно того, какие из них следует прооперировать.

Я показал женщине, каким образом можно ухудшить ее косоглазие, и посоветовал хирургу лечить ее тренировкой глаз вместо проведения операции. Он так и сделал, и менее чем через месяц женщина научилась произвольно отклонять оба глаза. Сначала она делала это, смотря на карандаш, который держала над своей переносицей. Позже она смогла это делать и без карандаша. В конечном итоге она научилась по желанию производить любой вид косоглазия. Лечение не было для нее приятным, поскольку производство новых видов косоглазия или усугубление существующего сопровождалось болезненными ощущениями, но зато это приводило к полному и постоянному снятию как косоглазия, так и амблиопии. Этот же метод был успешно применен и к другим людям.

Некоторые люди не знают, смотрят они прямо на объект или нет. Им можно помочь, если другой человек будет следить за отклоняющимся глазом и поправлять людей таким образом, чтобы они более точно смотрели в правильном направлении. Когда отклоняющийся глаз смотрит прямо на объект, усилие увидеть уменьшается и, следовательно, улучшается зрение. Закрытие хорошего глаза непрозрачной ширмочкой или матовым стеклом стимулирует более правильное использование косящего глаза, особенно если зрение этого глаза несовершенно.

В случае с детьми шести лет и младше косоглазие обычно можно устранить применением однопроцентного раствора атропина, который дважды в день вкапывается в один или оба глаза в течение многих месяцев, года и дольше. Атропин затрудняет видение ребенком объектов и делает невыносимым солнечный свет. Для того, чтобы преодолеть это препятствие, ребенок вынужден расслабляться, а расслабление излечивает косоглазие.

Улучшение, достигаемое методами тренировки глаз, в случае косоглазия и амблиопии иногда бывает столь быстрым, что кажется почти невероятным. Ниже приведены несколько подобных примеров.

У девочки одиннадцати лет было сходящееся вертикальное косоглазие левого глаза. Зрение этого глаза для дали было 3/200, в то время как в ближней точке оно было таким плохим, что она не могла даже читать. Зрение правого глаза было нормальным на обеих дистанциях. Когда она пришла в мой офис, она была в очках, но пользы от них не было никакой. Когда девочка смотрела левым глазом тремя футами в сторону от большой буквы «С», она видела ее лучше, чем когда смотрела прямо на нее. Когда же я попросил ее сосчитать пальцы на моей руке, которую я держал в трех футах в стороне от проверочной таблицы, они так приковали ее внимание, что она смогла увидеть эту большую букву хуже. Ее убедили, что когда она смотрит в сторону от проверочной таблицы, она может увидеть ее лучше или хуже, в зависимости от ее желания, и попросили ее обратить внимание на то, что когда она видит букву хуже, ее зрение улучшается, а когда она видит ее лучше, зрение ухудшается. После нескольких перемещений от проверочной таблицы к точке тремя футами в стороне от нее и видения буквы хуже ее зрение улучшилось до 10/200.

Ее способность перемещаться и видеть хуже улучшалась по мере тренировки так быстро, что менее чем через 10 дней ее зрение стало нормальным для обоих глаз. После этого не прошло и двух недель, как ее зрение улучшилось уже до 20/10. При этом шрифт диамант читался каждым глазом с расстояния от 3 до 20 дюймов. Через 3 недели ее зрение для дали составило 20/5 при искусственном освещении. При этом она читала уменьшенные фотокопии шрифтов с расстояния в 2 дюйма. Проверка проводилась как для обоих глаз вместе, так и для каждого глаза в отдельности. Незнакомые проверочные таблицы она читала так же легко, как и знакомые. Ей посоветовали продолжать лечение и дома во избежание рецидива. За 3 года, прошедшие после лечения, никаких рецидивов не произошло. Во время лечения в моем офисе и домашней тренировки хороший глаз прикрывался непрозрачной ширмочкой, но на остальное время ее снимали.

Подобный же случай произошел и с девочкой четырнадцати лет, у которой с детства было косоглазие. Внутренняя прямая мышца была рассечена, когда ей было 2 года, однако она по-прежнему тянула глаз внутрь. Девочка сопротивлялась ношению очков с матовым стеклом поверх ее хорошего глаза из-за того, что друзья дразнили ее. Кроме того, она думала, что такое стекло обращает на себя больше внимания, чем ее косоглазие. Однажды она потеряла свои очки в снегу, но ее отец тотчас же достал ей новую пару. Тогда она заявила, что больна и не может пойти в школу. Я сказал ее отцу, что у его дочки истеричная натура и она просто сочиняет, что больна, чтобы избежать лечения. Ее отец настаивал на продолжении лечения, но поскольку девочка чувствовала себя не совсем хорошо, чтобы зайти ко мне, я навестил ее сам.

Не без помощи отца ей дали понять, что лечение все же придется продолжать, и тогда она с такой энергией и сообразительностью принялась работать, что через полчаса зрение косившего и бывшего амблиопическим глаза улучшилось с 3/200 до 20/30. Она смогла также справиться с мелким шрифтом, который держала на расстоянии 12 дюймов. В школу она вернулась, надев очки с матовым стеклом поверх хорошего глаза, но всякий раз, когда ей хотелось увидеть что-нибудь, она смотрела поверх них. Отец провожал ее до школы, уговаривая ее пользоваться более слабым глазом вместо более хорошего. Она пришла к выводу, что простейшим выходом из сложившейся для нее трудной ситуации было бы следовать моим инструкциям. Менее чем через неделю косоглазие было исправлено, и в обоих глазах она обрела нормальное зрение. В начале лечения она не могла, смотря более слабым глазом, сосчитать свои пальцы с 3 футов, а через три недели, включая все время, что она потратила зря, у нее вообще не было никаких проблем в этом отношении. Как только ей сказали об этом, казалось, единственным, что продолжало ее интересовать в этот момент, оставался вопрос, надо ли будет ей еще носить очки с матовым стеклом. Девочку заверили, что в этом не будет необходимости, если не произойдет рецидива, однако рецидива в последующем не наступило.

В третьем случае у девочки восьми лет с младенчества были амблиопия и косоглазие. Зрение правого глаза составляло 10/40, зрение левого — 20/30. Очки не улучшали зрение ни одного из глаз. Ребенка посадили в 20 футах от проверочной таблицы. Правый (более слабый) глаз при этом прикрыли непрозрачной ширмочкой. Девочку попросили смотреть лучшим глазом на большую букву на проверочной таблице и обратить внимание на ее четкость. Затем ее попросили посмотреть на точку в трех футах в стороне от проверочной таблицы. Ее внимание при этом обратили на тот факт, что она уже не видит большую букву так же хорошо, как и прежде. Точку фиксации переносили все ближе и ближе к букве до тех пор, пока ребенок не обратил внимание на то, что зрение ухудшается, когда она смотрит всего несколькими дюймами в сторону от буквы. Когда же девочка смотрела на какую-нибудь маленькую букву, то с готовностью признавалась, что эксцентрическая фиксация менее чем в дюйм ухудшает ее зрение.

После того, как она научилась увеличивать амблиопию лучшего глаза, этот глаз стали прикрывать, в то время как другой (более слабый) глаз начали обучать ухудшению зрения через эксцентрическую фиксацию. Это удалось сделать за несколько минут. Девочке объяснили, что причиной ее плохого зрения была привычка смотреть на объекты частью сетчатки, находящейся в стороне от истинного центра зрения. Ей посоветовали при рассматривании проверочной таблицы смотреть на нее прямо. Менее чем за полчаса зрение левого глаза стало нормальным, а зрение правого улучшилось с 10/40 до 10/10. Зрение девочки стало нормальным через 2 недели.

Следующая глава >