На какой парте должен сидеть ребенок с косоглазием

Главная / Новости / Важность подготовки зрения детей к школе, прокомментировала Главный врач клиники «КОСМА», врач-офтальмолог высшей категории Космирова Надежда Ефимовна

Подготовка зрения к школе

Что важно знать родителям об особенностях детей с нарушениями зрения при обучении в школеПриближается учебный год и всем родителям очень важно выяснить, готова ли зрительная система ребенка выдержать новые серьезные нагрузки. Сегодня школьник получает гораздо больше информации, чем предыдущие поколения. Очень часто перенасыщенность информацией, большой объем работы на близких расстояниях и ежедневное применение компьютера для подготовки домашнего задания отрицательно сказывается на зрении ребенка.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

Обследование органа зрения перед школой обязательно для всех детей.  Объем офтальмологического обследования включает в себя определение оптической силы глаза, соответствие оптической силы глаза возрасту, осмотр глазного дна и определение бинокулярности глаз. Кроме этого, проводится биомикроскопия (осмотр оптических сред глаза под микроскопом), а также по показаниям осуществляется контроль внутриглазного давления бесконтактным тонометром, тонометром Маклакова. Во многих случаях обследование предполагает осмотр при расширенном зрачке. Для расширения зрачка применяются препараты нового поколения, которые полностью безвредны и легко переносятся.

ЧТО ВЫЯВЛЯЕТ ВРАЧ-ОФТАЛЬМОЛОГ?

Своевременный осмотр у офтальмолога перед началом учебного года поможет вовремя выявить снижение остроты зрения, определить, является ли снижение остроты зрения оптическим дефектом (дальнозоркость, астигматизм, близорукость) или связано с заболеванием глаз (косоглазие, воспалительные и дистрофические процессы). При оптическом дефекте осуществляется подбор очков или контактных линз. Подбор очков у детей требует исключительно высокой точности, причем, как с точки зрения выписки рецепта на очки, так и с точки зрения подбора оправы и очковых линз.

А ЕСЛИ…НЕ ПРОВЕРИТЬ ЗРЕНИЕ ЛЕТОМ?

В школе дети с наличием нарушений зрения и отсутствием необходимой коррекции (с помощью очков) могут испытывать трудности в усвоении программного материала и попасть в число неуспевающих. Учебная  деятельность детей в таких случаях может характеризоваться замедленным темпом выполнения всех заданий, особенно письменных, низкой успеваемостью написания «под диктовку» учителя и списывания с доски. Дети с отсутствием необходимой коррекции могут делать большое количество графических ошибок, пропускать буквы, искажать окончания слов. При работе с текстом могут долго искать нужную часть предложения, чтобы подчеркнуть в слове орфограмму. У них может страдать техника и качество чтения: они часто могут «теряют» строку. 
Именно поэтому не только родителям, но и часто учителю, необходимо знать особенности зрительного анализатора ребенка, а также рекомендации и назначения врача-офтальмолога в зависимости от выявленных заболеваний.

МИОПИЯ (БЛИЗОРУКОСТЬ)

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно расплывчатое восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, низко наклоняют голову при чтении, письме, рассматривании предметов. Также при близорукости уменьшается скорость восприятия информации ребенком.Миопия высокой степени с наличием дистрофических изменений сетчатки накладывает ограничения на занятия физкультурой и спортом. Данный диагноз является показанием к занятиям в специализированной группе с ограничениями в выполнении прыжков, резких наклонов, подъема тяжестей.

ГИПЕРМЕТРОПИЯ (ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ)

У  дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный обзор объекта. При наличии скрытой дальнозоркости возникает спазм аккомодации, который может быть причиной возникновения головных болей и болей в глазных яблоках после зрительной нагрузки на близком расстоянии.

АСТИГМАТИЗМЕ

сли у ребенка астигматизм, при разглядывании далеких предметов он обычно наклоняет или поворачивает голову в сторону,  щурится, гримасничает. Школьники с данным диагнозом при написании и чтении часто путают некоторые буквы (например, ш,б,м,ы), низко наклоняются при работе на близком расстоянии. Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединить элементы букв, линий в рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как  не видят четко границы парты и других плоскостей.

КОСОГЛАЗИЕ

При наличии косоглазия (отсутствии бинокулярного зрения) ребенок не может правильно разместить буквы, составить фигуры, затруднено рисование графических объектов.

ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ

При наличии воспалительных заболеваний глаз (увеитах, аллергических кератитах) с вялотекущим течением противопоказаны занятия физкультурой. Также противопоказано проведение профилактических прививок.

ЗА КАКОЙ ПАРТОЙ СИДЕТЬ?

В России практически во всех школах идет «борьба» за первые и вторые парты. При этом, ребенок, имеющий высокую остроту зрения в очках, должен сидеть на любой парте любого ряда – это своего рода тренировка для глазодвигательного аппарата. При наличии косоглазия, очень важно, чтобы ребенок в школе сидел на любой парте среднего ряда.
Всем родителям необходимо помнить, что диагностика зрения ребенка перед началом учебного года необходима ежегодно в каждом возрасте. Так как своевременная диагностика и назначенное лечение является залогом повышения остроты зрения, увеличения качества зрения, предупреждения прогрессирования близорукости и уменьшения случаев развития слабовидения.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЗАОЧНО НЕ ПРОВОДЯТСЯ. 

ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ СТОИТ ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ВРАЧОМ

на какой парте должен сидеть ребенок с косоглазием Большинство родителей уверены, что если у ребенка близорукость, то он должен сидеть в школе на  первой парте. Родители думают, что место за первой партой в классе поможет сберечь зрение ребенка. Иногда в классах даже начинается нешуточная борьба за первую парту. Однако, такие представления на сегодняшний момент можно признать не верными. 

Почему так решили, что детей с миопией нужно сажать за первую парту?

Раньше врачи не спешили с выпиской очков близоруким детям. Очки использовались только тогда, когда зрение снижалось настолько, что ребенок был  не в состоянии читать, что написано на доске.  В дальнейшем  очки выписывались  со стеклами,  оптическая сила которых не исправляла близорукость полностью.  Считалось, что без очков глаз «работает»,  и для того чтобы он продолжал «работать» необходимо выписывать очки по неполной коррекции. Выписка очков считалась  шагом вынужденным и очки выписывались именно для учебы или для тех случаев, когда очень важно разглядеть что-то вдали.

 В таких очках ребенок видел чуть четче, но  не видел  идеально четко. Это служило причиной того, что учителя сажали детей на более близкие к доске парты.  

В последнее десятилетие появилось множество новых исследований, в которых показана бессмысленность неполной коррекции близорукости (1) и, возможно, и ее вредность (2).   В настоящее время принято выписывать  очки и контактные линзы детям  по полной или почти полной коррекции. 
В таких очках или линзах  ребенок видит все хорошо и легко может прочитать все  с доски на любом расстоянии в классе.  В таком случае совершенно отпадает необходимость сажать ребенка на первую парту  и выбор парты остается за педагогом , а не за окулистом.   

Важно понимать, что приближенность парты к доске никак не влияет на прогрессирование близорукости у детей.  Хорошая коррекция очками или линзами дает ребенку максимально хорошее зрение и не ведет к ухудшению зрения. Неполная коррекция очками или линзами не имеет смысла, дает ребенку лишь частичное улучшение и делает невозможным восприятие с доски с далекого расстояния. 

Рекомендации носить очки или линзы по неполной коррекции звучат все реже. Назначение первой парты при прогрессирующей близорукости не имеет никакого смысла. 

Детский окулист Вадим Бондарь.

1)Undercorrection of myopia enhances rather than inhibits myopia progression.
Chung K, Mohidin N, O’Leary DJ.
Department of Optometry, National University of Malaysia, 50300, Kuala Lumpur, Malaysia.

 (2)The possible effect of undercorrection on myopic progression in children.Adler D, Millodot M. 
Department of Optometry, Hadassah College of Technology, Jerusalem, Israel.

Еще материалы сайта по близорукости