Почему болят глаза от очков 3д?

Кино в формате 3D набирает колоссальную популярность. Такой эффект уже давно используют в зарубежном, российском кинематографе. Многие люди замечают, что после 3D фильмов болят глаза. Мы объясним, почему болят глаза от 3D.

  • Причины
  • Как снять боль

почему болят глаза от очков 3д

Почему после 3D болят глаза

С медицинской точки зрения болят глаза после 3D из-за нарушения восприятия картинки. При просмотре фильмов в формате 3Д в два глаза поступает два разных изображения, которые в мозге сливаются и формируют единый образ, появляется стерео картинка. Это и становится причиной боли, усталости. Человек испытывает слезотечение в качестве защитной реакции для смачивания высыхающей роговицы.

Если у вас болят глаза после 3D кинотеатра, – это признак зрительной нагрузки. На одних людей это действует сильнее, на других – меньше, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. 3Д очки оказывают дополнительную нагрузку на затылочные доли мозга.

Другая причина болей в глазах от 3D – скрытые, патологические проблемы со зрением. Просмотр 3D картин в кинотеатре, дома на специальном телевизоре не может вызвать новые болезни, но может вскрыть уже имеющиеся. Многие люди на психологическом уровне не переносят формат 3Д.

С технической точки зрения существует ответ на вопрос «Почему болят глаза от просмотра 3D фильмов», связанный с некачественным производством. По одной из технологий во время съемки в 3Д формате необходимо менять линзы у камеры на каждом новом расстоянии, чтобы техника перенастраивалась, и получалось комфортное изображение для человека. В противном случае у человека будут болеть глаза после просмотра 3D фильма.

Слишком темная картинка – причина того, что болят глаза после 3D. Чем темнее изображение, тем сильнее глаза напрягаются. Кинотеатры часто транслируют стерео картины с яркостью обычного 2D. Это неправильно, так как в специальных очках картинка становится в 2 раза темнее.

Чаще всего дискомфорт в глазах при просмотре в 3D кинотеатре испытывают люди с близорукостью, дальнозоркостью или с бинокулярным зрением (один глаз видит хуже другого). В таких случаях важно смотреть картину в линзах, корректирующих зрение очках.

почему болят глаза от очков 3д

Как снять боль в глазах от 3D

Чтобы глаза меньше напрягались во время просмотров фильмов в формате 3Д, необходимо смотреть их с правильного расстояния. Ученые выяснили, что при нахождении зрителя далеко от экрана или близко к нему, усталость глаз ощущается сильнее.

Представляем таблицу зависимости диагонали 3D телевизора от расстояния, с которого его нужно смотреть:

42″ 2,1 м
46″ 2,4 м
50″ 2,8 м
52″ 3 м
55″ 3,4 м
60″ 4 м
63″ 4,3 м

Не стоит слишком часто смотреть кино с 3D эффектом, особенно людям пожилого возраста. Старайтесь смотреть их не больше 1-2 раз в неделю.

Перед просмотром нужно протирать 3D очки. Если они будут грязными, заляпанными, это повлияет на правильную фокусировку глаза, станет причиной боли в глазах от 3D кинотеатра или телевизора.

Фильмов в формате 3D становится всё больше: технологию активно используют не только зарубежные, но и российские кинопроизводители. Однако у многих зрителей такие картины вызывают дискомфорт и усталость глаз. The Village спросил у врачей и представителей киноиндустрии, с чем это связано. 

 

Дмитрий Давыдов

хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор 

Мы воспринимаем изображение не глазом: зрительный орган воспринимает только импульсы. В два глаза поступает два варианта изображения, и только потом, уже в мозге, происходит их слияние и формирование образа. Бинокулярное зрение — это процесс нейрофизиологии, то есть восприятия. Нарушение этого восприятия выражается в усталости и слезотечении. Слёзы выполняют защитную функцию. Они смачивают высыхающую роговицу, ведь человек редко моргает, когда смотрит очень интересный фильм.

Просмотр 3D-фильма — это зрительная нагрузка. У человека могут заболеть глаза даже от длительного чтения книги. Кроме того, дополнительное напряжение затылочных долей мозга провоцирует и использование специальных 3D-очков. На одних людей такое напряжение воздействует больше, на других — меньше, это зависит от индивидуальных особенностей. Нельзя говорить, что 3D-фильмы более вредны, чем обычные. Такой вывод можно будет делать только после масштабного научного исследования. Мне кажется, у человека начнёт болеть голова и устанут глаза, даже если он будет долго смотреть 2D-картину. Кроме того, кратковременное нарушение зрения после просмотра 3D-фильма вскоре проходит самостоятельно.

 

Алёна Родионова

офтальмолог, директор по медицине ЗАО «Клиника доктора Куренкова»

Неприятные ощущения от просмотра 3D связаны не с форматом фильма, а с тем, что у человека уже есть проблемы со зрением. Такие картины могут только вскрыть имеющиеся болезни, но не вызвать новые. Причина может быть в плохом зрении или в психологической непереносимости. Бывает, что людей раздражает и нервирует 3D-изображение, — так могут проявляться проблемы психики. Для зрения просмотр такого кино не вреден.

Олег Степченко

режиссёр

Не нужно ругать 3D-фильмы, нужно просто делать их качественно. Такое кино создают с помощью двух камер. Первая снимает прямо, вторая — через зеркало. Механизм, изобретённый стереографом Флорианом Майером, двигает это зеркало. Например, когда при съёмке мы подходим ближе, зеркало специально выгибается, чтобы сохранять ощущение комфорта. Такая технология помогает достичь эффекта, сходного с человеческим восприятием изображения. Во время съёмок фильма «Вий» мы сидели в очках по 12 часов, и у нас не болели глаза.

Это лучшее стерео, которое существует, но я работал и с другими технологиями. В одной из них нужно менять линзы на каждом новом расстоянии. Меняется линза, техника перенастраивается на новое расстояние, и получается комфортное изображение. Если этого не делать, начнут болеть глаза. Чаще всего об этом никто не парится: линзы не меняют, и у зрителей в кинотеатре начинается ломка глаз.

Есть и третий вариант — создание 3D-фильма из 2D-фрагментов. Их отдают компоузерам, которые составляют из частей 3D-картинку. Получается не очень хорошо: 2D искусственно превращают в 3D. Фильмы в этих форматах снимают по разным композиционным методам, в них работают разные законы фокусов. Cмотреть противно.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Оля Волк

Кино в формате 3D не теряет своей популярности уже много лет, билеты на такие фильмы в кинотеатрах всегда раскупают в первую очередь. Однако многие зрители после просмотра 3D-фильма жалуются на боль и неприятные ощущения в глазах. С чем это связано и может ли трехмерное изображение навредить нашему зрению?

почему болят глаза от очков 3д

Проблемы восприятия

Несколько лет назад французские исследователи провели опрос, который показал, что только третья часть людей, смотревших 3D-кино, чувствовала себя комфортно. Остальные зрители в той или иной мере ощущали дискомфорт, который проявлялся головной болью, головокружением, неприятными ощущениями в глазах, общим ухудшением самочувствия.

После тщательного изучения проблемы специалисты пришли к выводу, что причиной дискомфорта нередко является сам принцип создания трехмерного изображения. И правый, и левый глаз благодаря специальным технологиям одновременно получают разные картинки, которые затем головной мозг совмещает для создания стереоэффекта. Также в 3D-фильмах частота смены кадров почти втрое выше, чем в обычном «плоском» кино.

Таким образом наши глаза и мозг получают непривычную нагрузку: они вынуждены обрабатывать сразу два потока изображений в ускоренном формате.

Эта нагрузка и является причиной того, что глаза начинают болеть, быстро устают, появляется общий дискомфорт и головная боль.

Даже здоровым людям врачи-офтальмологи не рекомендуют смотреть кино в формате 3D чаще одного-двух раз в неделю.

Нарушения рефракции

Некоторые врачи-офтальмологи уверены, что боль в глазах не связана с форматом киноленты напрямую. Такие специалисты считают, что неприятные ощущения в зрительных органах указывают на уже имеющиеся у человека проблемы. Близорукость, дальнозоркость, нарушенное бинокулярное зрение могут стать причинами неприятных ощущений в глазах. В таком случае эксперты советуют при посещении кинотеатра пользоваться корректирующими линзами, которые исправляют нарушения рефракции.

Плохое качество кино и оборудования

Группа российских ученых исследовала, как влияет на человеческое зрение и самочувствие качество самого фильма. Эксперты пришли к выводу, что если производитель экономит на оборудовании, использует неправильные технологии, то при просмотре фильма у зрителей могут возникать неприятные ощущения. Также на восприятие могут влиять и другие факторы: яркость, геометрия кинозала, расстояние от зрителя до экрана, тип 3D-очков.

Боль и дискомфорт в глазах могут быть обусловлены повышенной нагрузкой на зрительные органы и мозг, имеющимися проблемами со зрением и плохим качеством оборудования. Снизить риски для глаз поможет выбор хорошего кинотеатра с качественной аппаратурой, коррекция зрительных проблем с помощью контактной оптики и просмотр 3D-фильмов не более двух раз в неделю.

Лаборатория компьютерной графики и мультимедиа при Московском государственном университете им. Ломоносова в рамках проекта измерения качества стереоскопического 3D-видео (Video Quality Measurement Tool 3D — VQMT3D) опубликовала очередной, пятый по счёту  исследовательский отчёт о качестве видеоряда новейших голливудских стереоскопических 3D-фильмов.

Первые качественные исследования известных кассовых голливудских стереоскопических 3D-фильмов в рамках проекта VQMT3D были начаты лабораторией компьютерной графики и мультимедиа под руководством Дмитрия Ватолина ещё в 2010 году, а первый  подробный исследовательский отчёт был опубликован весной 2013 года, и с тех пор такие публикации стали носить регулярный характер. Третий и нынешний, пятый, отчёты отдельно освещают стереоскопические киноленты, полученным путём 2D-3D конвертации.

В настоящее время Лабораторией компьютерной графики и мультимедиа при МГУ подготовлено 7 отчетов. Два из них ещё не опубликованы и находятся в стадии проверки и комментирования. В Лаборатории, тем временем, кипит работа над 8 и 9 отчетами.

Вот так выглядит список фильмов в уже опубликованных отчётах (загрузка доступна после регистрации):

Загрузка Report #1 (страница описания):

  • Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides – Пираты Карибского моря: на странных берегах
  • Resident Evil: Afterlife – Обитель зла 4: Жизнь после смерти
  • Step Up 3D – Шаг вперёд 3D
  • Galapagos: The Enchanted Voyage – Галапагосы 3D
  • Into the Deep – На дне бездны

Загрузка Report #2 (страница описания):

  • Dolphin Tale – История дельфина
  • Drive Angry – Сумасшедшая езда
  • The Three Musketeers – Три мушкетёра
  • Hugo – Хранитель времени
  • Sanctum – Санктум

Загрузка Report #3 (страница описания):

  • Alice in Wonderland – Алиса в Стране чудес
  • Clash of the Titans – Битва Титанов
  • Conan the Barbarian – Конан Варвар
  • Green Lantern – Зелёный фонарь
  • Abraham Lincoln: Vampire Hunter – Президент Линкольн: Охотник на вампиров

Загрузка Report #4 (страница описания):

  • A Very Harold & Kumar 3D Christmas – Убойное Рождество Гарольда и Кумара
  • Pina – Пина
  • Resident Evil 5: Retribution – Обитель зла 5: Возмездие
  • Step Up Revolution – Шаг вперёд 4
  • The Amazing Spider-Man – Новый Человек-паук

Загрузка Report #5 страница описания:

  • The Avengers – Мстители
  • The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn Treader – Хроники Нарнии: Покоритель Зари
  • Gulliver’s Travels – Путешествия Гулливера
  • Immortals – Война богов: Бессмертные
  • Wrath of the Titans – Гнев Титанов

Планы по следующим отчётам выглядят таким образом:

Report 6: Stereo Window Violation

  • Примерный срок релиза:  июнь 2014
  • Floating-window analysis of previously evaluated films (анализ “плавающего окна” в уже рассмотренных ранее фильмах)

Report 7: Stereo Window Violation

  • Примерный срок релиза:  вторая половина 2014
  • Floating-window analysis of previously evaluated films (анализ “плавающего окна” в уже рассмотренных ранее фильмах)

Report 8: Parallax analysis, Temporal Shift, Channels Swap, Zoom mismatch

  • Примерный срок релиза:  вторая половина 2014
  • Analysis of previously evaluated films (анализ ранее рассмотренных фильмов по параметрам параллакса, временного сдвига, перепутанных каналов, несоответствия масштаба)

Report 9: Анализ 100 дисков Blu-ray 3D

  • Примерный срок релиза:  конец 2014

Методика, разработанная в лаборатории компьютерной графики и мультимедиа МГУ и применяемая в рамках проекта VQMT3D, заслуживает отдельного тщательного описания. Определённый процент зрителей, приходящих в кинотеатр на просмотр 3D-фильма, как правило, испытывает разного рода неуютные ощущения: кого-то может “штормить” как на американских горках, кого-то подташнивать, а у некоторых даже кружится голова и болят глаза. Физиология этих эффектов изучена в настоящее время достаточно хорошо, и статистика, собранная офтальмологами по всему миру гласит, что порядка 7-10% зрителей в любом случае испытывают неприятные ощущения при просмотре стереоскопических фильмов, так уж работает их аппарат обработки информации, увиденной зрительным аппаратом, в  интерпретации головного мозга. И здесь уже ничего не поделать: таким зрителям просмотр 3D просто не рекомендован.

Однако у всех остальных зрителей неприятные симптомы гораздо чаще возникают в результате просмотра стереоскопического 3D-контента, некачественно снятого и/или подвергнутого недостаточно качественной пост-обработке. Чтобы не углубляться в дебри физиологии, приведём такой простой пример: вылетающий из кадра в лицо зрителя объёмный объект, безусловно, обеспечит великолепный вау-эффект присутствия, но что будет, если такой объект не “остановится” у нас перед носом, а, образно говоря, продолжит лететь дальше, “пролетев”, согласно вестибулярному аппарату зрителя, внутрь его головы, но всё ещё при этом остающийся на экране? Мозг, пытаясь “отработать” невероятный сигнал, в ответ напрягает глазные мышцы, которые в ответ опять же сообщают мозгу об “аварийной ситуации”, в результате чего мозг в конце концов всё же справляется с возникшей ситуацией обходными защитными путями. Но нагрузка на глазные мышцы и сам мозг при этом просто колоссальная, ни о каком отдыхе и развлечении после этого говорить не приходится, разве что о головной боли.

Некачественное, бракованное стереоскопическое 3D-видео, утомляющее глаза и вызывающее содрогание у вестибулярного аппарата, совсем необязательно связано с глубиной картины и параллаксом. Так, например, наиболее болезненно мозг воспринимает рассогласованность картинки для правого и левого глаза по вертикали: у оператора уже после юстировки, в процессе, слегка наклонилась стереокамера, редактор не заметил этот нюанс, и в результате у зрителя при длительном просмотре такого сюжета гарантированный симптом “раскола мозга”. Ещё один пример: казалось бы, оба объектива стерео 3D-камеры направлены на один объект, расстояние между ними – сантиметры. Но совершенно случайно на один из них упала тень от ветки дерева, в результате чего на выходе, если не исправить программными средствами, получится различный цветовой баланс и яркость картинок для правого и левого глаза, то есть, прощай удовольствие.

Вы удивитесь, узнав, какое огромное количество параметров качества стереоскопической 3D-ленты оценивает методика, разработанная в МГУ и применяемая, в частности, в рамках проекта VQMT3D. Здесь и горизонтальная, и вертикальная рассогласованность каналов для каждого глаза, и несоответствие цветовой гаммы и яркости, и различная чёткость картинки. Авторы кадр за кадром кропотливо исследуют каждый фильм цифровыми методами, и результат предстаёт  не в виде субъективных зрительских оценок и рецензий, но в виде таблиц и графиков с чётко сформулированными и описанными категориями нарушений и  задокументированными отклонениями.

В каждом отчёте VQMT3D идёт описание методики, потенциальных ошибок, вызывающих дискомфорт визуального восприятия стереоскопического кино (в 3 и 5 частях отчёта сделан акцент на специфические проблемы 2D-3D конвертации). Далее следует детальный анализ пяти выбранных фильмов, результаты которого представлены как графиками с числовыми данными, так и визуальными демонстрациями кадров с обнаруженными артефактами. Далее идут сводные оценки по всем рассматриваемым в отчёте фильмам, и, наконец, следует заключение о по результатам сравнительного анализа 2D и 3D версий фильмов.

Как и в третьем отчете, в пятом сделан акцент на следующие нюансы:

  1. Так называемые “стробящие границы” (разные по резкости границы объектов в правом и левом ракурсе, что вызывает заметный дискомфорт, поскольку ситуация совершенно невозможна в реальной жизни.
  2. Плоские объекты, которые должны быть объемными (в фильмах это часто заметно, например, на бегущих людях). Хотя сделать их объемными, в том числе, с высокой степенью автоматизации, современные алгоритмы позволяют, студии предпочитают экономить, в результате зрители видят сцены, невозможные в реальной жизни.
  3. Естественно, никуда не делся вертикальный параллакс (вертикальный сдвиг “убивающий” стереоэффект и доставляющий дискомфорт).
  4. Также анализируется разница по цвету (как ни странно она есть – как правило из-за ошибок монтажа и тотального отсутствия инструментального контроля качества стерео).

Также анализируется средний бюджет глубины фильмов.

В дополнение к этому, в пятом отчёте добавились следующие виды анализа отконвертированных фильмов:

  1. Удалось автоматизировать сравнение 2D и 3D версий. Поскольку  качество 2D версии, как правило, выше в комплект 3D Blu-Ray практически всегда входит 2D версия фильма, до конвертации, а не один из каналов.
  2. Максимальное качество конвертации на большинстве сцен достигается, когда сдвигаются и левый и правый ракурс относительно исходного, а не когда в 2 раза сильнее сдвигается один из каналов, однако даже сдвинуть на в 2 раза меньшее расстояние, как правило,  очень непросто, поэтому приходится прибегать к целому ряду ухищрений.

Для сравнения, разработчикам пришлось:

  • В автоматическом режиме сопоставлять версии покадрово (в реальности они не совпадают, имеет место быть перемонтаж разной степени серьезности). Не самая простая задача.
  • Далее – выравнивать цвета (как правило цвета 2D и 3D версий отличаются, в частности 3D версия может быть ярче. Это делается для того, чтобы хотя бы частично компенсировать падение яркости при показе (которое на некоторых устройствах, например, телевизорах Samsung, может достигать 7 раз). Но отличается также и цветовое решение, что означало усложнение сопоставления.
  • Далее кадр выравнивался по масштабу, поскольку часто в 3D-версии использовалась увеличенная версия кадра. Проблемы здесь также в том, что часто увеличивался не кадр, а отдельный объект.

В итоге решение этих задач дало богатый урожай отличий 2D- и 3D-версий. Наиболее забавна, конечно, “стрижка”, когда волосы актеров в кадре, из-за несовершенства современных алгоритмов маттирования видео приходилось обрезать (не всегда качественно) в
3D версии, но было также много других интересных моментов. В большинстве случае эти изменения не вызывают дискомфорта, однако есть места, где можно заметить несоответствие, а изредка и невозможные в реальной жизни моменты.

Седьмой вид анализа – автоматический анализ карты диспаритета кадра в сравнении с восстановленной глубиной сцены из движения
камеры.

Глобально тема 3D реконструкции сложна, и, в общем случае, эта задача в автоматическом виде для неизвестной камеры не решена,
однако в целом построить алгоритм, который будет с определенной долей вероятности определять движение камеры, пытаться выделять маскировать движущиеся объекты в сцене (они будут только мешать алгоритму и их выделение, к слову, весьма нетривиально), а по неподвижным объектам – оценивать параметры камеры и глубину – можно. Что и предусмотрено рассматриваемой методикой.

В итоге можно посмотреть 70 страниц примеров из 10 фильмов 3-го и 5-го отчетов, на которых представлены сцены с глубиной стереопары, наиболее не соответствующей реальной глубине 3D-сцены. В очередной раз наблюдается ситуация, когда мы видим что-то невозможное. Например:

На данный момент разработчики методики работают над новыми метриками, например, над метрикой перепутанных каналов (правый с левым) – эта задача очень проста в постановке, но крайне сложна алгоритмически, особенно, если мы хотим добиться скорости метрики, достаточной для прогона фильмов целиком.

Также у разработчиков методики VQMT3D есть интересные результаты по метрике рассинхронизации во времени. Сейчас она “ловится” с точностью до 1/10 кадра (~1/250 секунды) на быстром вертикальном движении, даже небольшая разница становится очень заметна. При медленном движении подобная разница практически не видна, однако ощущение чего-то неправильного может быть, т.е. показывают что-то не то, но непонятно что.  Примеры из реальных фильмов уже также есть.

Безусловно, наиболее любопытным зрителям тоже интересны факты о том, в каком месте и почему неплохой, казалось бы, фильм, стал вдруг утомительным и даже болезненно напрягающим, однако нужно понимать, что весь этот огромный комплекс проделанной работы в рамках проекта VQMT3D, все эти мощные исследования и титанические усилия адресованы, в первую очередь, тем, кто занимается организацией и производством стереоскопических 3D-фильмов. Как показала практика и статистика исследований VQMT3D, даже мастера и безупречные авторитеты в области стереоскопического 3D-кино допускают порой различного рода технические ошибки.

И в этой связи хотелось бы высказать огромную благодарность всем сотрудникам проекта VQMT3D и лично его руководителю, Дмитрию Ватолину, за поддержку отечественных стереографов. Дело в том, что в последние годы к каждому Международному Московскому  3D-стерео кинофестивалю, по традиции проходящему в декабре каждого года в Москве, представители проекта VQMT3D подготавливают тщательный разбор каждого 3D-фильма, принимающего участие в конкурсной программе Фестиваля. В итоге получается огромный документ почти на 300 страниц (!), плотно насыщенный бесценной информацией. Таким образом, каждый участник, будь он именитый стереографер со стажем или новичок жанра с первым любительским фильмом, получает возможность не только посмотреть и сравнить “на глазок” все представленные работы в рамках конкурсного показа, но также узнать детальный “разбор полётов” по всем фильмам, включая свой, с точным перечислением совершённых ошибок и указанием подробной статистики обнаруженных недочётов по всему хронометражу. Фильму, представленному на конкурс коллективом Total3D.ru, как видите, тоже досталось по заслугам.

К нашему большому сожалению, записи выступления Дмитрия Ватолина с анализом фильмов IV Московского 3D-стерео кинофестиваля 2013 года у нас нет, зато имеется предыдущая видеозапись от декабря 2012 года. Заранее приносим извинения за упущенный в самом начале момент старта презентации.

По словам Дмитрия Ватолина, проект вызывал большой интерес во всём мире, к настоящему времени собрано порядка 600 контактов, из которых порядка 200 – исследователи из Европы, США и Азии, занимающиеся качеством 3D. Планы Лаборатории на Будущее простираются значительно дальше девятого отчёта, их будет гораздо больше, но их порядок и содержание будут зависеть от финансирования проекта, которое на данный момент до конца ещё не уточнено. С большим сожалением приходится отметить, что в отличие от американских инвесторов, финансировавших проект последние 4 года, и южно-азиатских инвесторов, планирующих подключиться к финансированию проекта, отечественные фонды и компании на заявки и предложения пока что отвечают отказами.

В заключение коллектив Total3D.ru хотел бы пожелать проекту VQMT3D и всем сотрудникам лаборатории компьютерной графики и мультимедиа при МГУ успехов во всех их начинаниях. Кстати отметить, кроме проекта VQMT3D лаборатория под руководством Дмитрия Ватолина ведёт множество важнейших исследований в области современных технологий сжатия мультимедийной информации, внося, таким образом, неоценимый вклад в дальнейшее совершенствование различных перспективных кодеков и алгоритмов кодирования информации.

От Дмитрия Ватолина хотелось бы передать приглашение к диалогу со всеми профессионалами в области создания стереоскопического 3D-контента. Сотрудники VQMT3D открыты для сотрудничества в области анализа 3D-фильмов и будут благодарны за любые идеи и содействие в развитии проекта, за отзывы о проделанной ими работе со стороны всех участников процесса производства фильмов.

Связаться с командой VQMT3D можно с помощью контактов, указанных на этой странице.

Ссылки по теме:

  • Качественное стерео 3D: десять заповедей доктора Джима
  • Интервью с Майклом Льюисом, сооснователем, руководителем и CEO компании RealD
  • Стерео 3D и человек: для чего действительно хорош объём?
  • 3D-видео: вред или польза для глаз?
  • 2D-очки: для тех, у кого болит голова от 3D-фильмов
  • Здоровье: о мнимом и настоящем влиянии 3D на здоровье и зрение детей
  • Дж. Кэмерон: про 2D+3D, или почему не нужно бояться стереокино
  • Почему “Титаник” стоит смотреть в стерео 3D
  • Джеймс Кэмерон: сценарии трёх новых «Аватаров» почти готовы
  • Голливуд против 3D-халтурщиков: советы начинающим
  • «Хоббит 3D», или правдивая история про 48 кадров в секунду
  • IV Международный 3D-стерео кинофестиваль 2013: добро пожаловать!